Уроки Православия. Май 2013


img10-15В Великую Субботу (суббота перед Пасхой) Церковь меняет облачения на белые, потому что в Церкви траура нет. Господь не умер, а почил. И человек, когда его душа разделяется с телом, не умирает, а временно переходит в другое состояние своего бытия: душа, однажды получив своё начало, уже неуничтожима. Белый цвет имеет ещё один смысл: в древней Церкви

после Таинства крещения в знак полученной чистоты крестившимся давали белые одеяния, в которых они ходили всю Светлую Пасхальную седмицу. И когда человека в белом одеянии встречали на улице, все его приветствовали и радовались, что ещё одного ученика Господь приобрёл Себе.

    Поэтому богослужение Великой Субботы с большим чтением Священного Писания имеет смысл огласительный (оглашение — ознакомление с христианским учением желающих креститься): это последнее оглашение перед принятием крещения. И отрывки из Евангелия от Матфея и из Послания апостола Павла к Римлянам, которые читаются на Божественной литургии в Великую Субботу, – именно те, что используются во время Таинства крещения. После крещения новые полноправные члены Церкви в своих белых одеждах участвовали вместе со всеми христианами в Пасхальном крестном ходе, а затем  в Пасхальных богослужениях. Праздновали Пасху, что в переводе значит «переход» – переход в жизнь вечную.

    И в наше время мы не должны забывать, ради чего Господь умер на Кресте, и зачем мы крестились, и что значит Пасха, и какой переход мы должны совершить после своего крещения.

    После крещения человек должен отойти от греха. А очень часто мы видим, что человек впадает в те грехи, которые он даже не совершал раньше. Что это: невежество, безумие или полная расслабленность? Связано это с тем, что дьявол очень сильно преуспел, трудясь день и ночь над развращением человеческих сердец. Поэтому мы не можем белизну одежд, которые получили в Святом крещении, сохранить. А в древности христиан даже хоронили в этих белых одеяниях – в знак того, что они сохранили чистоту, приобретённую в Святом крещении, и к Господу, на Его суд представали в незапятнанных одеждах.


Пасха Христова – не поминальный день!

33719_originalОб этом все знают, но продолжается тупое и упрямое шествие любителей «советских народных традиций» в день самого великого и радостного Праздника – Светлого Христова Воскресения – на места захоронения усопших, кладбища. Прутся туда и пешим ходом, и колоннами, как некогда на первомайские демонстрации, и целыми автобусами, газелями, а в последнее время больше на иноавтомобилях.

    Кладбище – это не место для празднования Пасхи: вас ждут в этот день православные храмы города, где вы можете вместе со всею Церковью тайно помолиться о своих умерших родных и похристосоваться с живыми; вас ждут ваши близкие и друзья – разделите с ними пасхальную радость; вас ждут те, к кому в этот день никто не придёт, – поздравьте их с Христовым Воскресением и покажите, что любовь ещё не иссякла в этом мире.

    На Пасху Христову нельзя горевать и скорбеть – это великий грех, за который Господь строго взыскивает, а кладбище – это место печальное. Да и в Евангелии Христос говорит, что у «Бога нет мёртвых, у Него все живы» (Лк.20:38), и что «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживёт» (Иоан.11:25).

    А устраивать на кладбище весёлые пикники, и тем более в Святой день Пасхи, – это грех кощунства над памятью покоящихся там людей.

    Будьте же благоразумны, не следуйте за чужими предрассудками, не ищите себе болезней: «Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим» (Притч.14:15).

    Открыто поминать усопших после Пасхальных дней Церковь начинает в Фомино воскресенье, 12 мая, а Пасхальное поминовение всех усопших совершается на Радоницу, 14 мая. В эти дни после церковной службы идут на кладбища.

(91)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *