Муниципальный этап Рождественских образовательных чтений состоялся в сафоновской Центральной районной библиотеке 28 октября. Тема, предложенная для обсуждения, — «Уроки столетия: потери и обретения в духовно-нравственной сфере на Сафоновской земле» — нашла отклик в сердцах всех участников церковно-общественного форума.
Общественность была представлена духовенством, педагогами и работниками дошкольного образования, краеведами. Открыл конференцию благочинный Сафоновского церковного округа протоиерей Сергий Зеленков, который в первую очередь поприветствовал слушателей и докладчиков и вручил памятные подарки тем, кто внес большой вклад в духовно-нравственное развитие общества, особенно – в воспитание подрастающего поколения.
С напутственным словом к участникам обратилась и председатель районного Совета депутатов Т.А. Белоусова, отметившая важный вклад православия в становление гражданственности и патриотизма.
Серьезное осмысление исторического опыта предложил слушателям первый докладчик – краевед Юрий Николаевич Шорин. В своей работе «Судьба русского православия в 20-м веке на примере Смоленщины» он показал картину сначала постепенного разрушения основ православия, а затем – его возрождения.
Интересна сравнительная характеристика положения Церкви в Смоленской епархии, приведенная им в качестве фундаментальных доказательств. Например, в 1917 году на нашей земле стояло 809 храмов, а сегодня – всего лишь 148; по Сафоновскому району цифры тоже сильно разнятся – 47 против 12. Юрий Николаевич считает, что пройденный нашим народом исторический путь до конца не осознан, но главное, все же, большинству адекватных людей стало понятно – сила духа русского человека всегда была и остается в силе его веры.
Важность самовоспитания и самообразования в процессе обучения затронул в своем выступлении краевед, учитель истории школы №7 Владимир Михайлович Пучков.
Он напомнил участникам чтений, что первые школы все же начали появляться у нас в конце 19 века по инициативе земского дворянства, которым и принадлежит идея массового обучения грамотности всех слоев населения. А основы духовности и нравственности закладывал сельский священник, прививая учащимся желание к саморазвитию.
Сафоновский район с 2015 года участвует в пилотном проекте по духовно-нравственному воспитанию учащихся. О том, как работает эта система, и какие успехи уже достигнуты участникам конференции рассказали главный специалист комитета по образованию Администрации «Сафоновский район» Татьяна Николаевна Гуркина, заведующая православным детским садом «Радость моя» Наталья Анатольевна Кузьмина, руководитель методического сектора комитета по образованию Юлия Николаевна Виноградова и педагог школы №2 Елена Викторовна Скоморощенкова.
Не только федеральный образовательный стандарт подвигает образовательные учреждения района в этом направлении, но и понимание его важности и незаменимости. Кстати, и большинство родителей-сафоновцев — 90% — сделали выбор в пользу изучения детьми Основ православной культуры, осознав плюсы светского образования с твердыми нравственными основами.
Детский сад, начальная школа относительно легко справляются с задачей воспитания. Когда ребенок еще чист душой, доверчив и открыт. А вот что делать с молодежью? Как не допустить, чтобы бывшие воспитанники воскресных школ не покинули церковные стены, навсегда потеряв интерес и веру? Ответ на этот вопрос уже не один год пытается найти катехизатор и преподаватель воскресной школы при храме Рождества Христова Михаил Зеленков.
Насколько верным окажется выработанный им подход к сложным и противоречивым подросткам, покажет время, но сегодня самой главной задачей педагог считает приобщение ребят к материальному миру. Как ни странно, но именно он для поколения, выросшего в мире компьютерных технологий, зачастую является непознанным. Совместные походы, посещение выставок и картинных галерей, субботники, шефство над воинскими захоронениями и домом престарелых, экологические пикники, паломничества – эти мероприятия помогают сблизиться, а местом общения и встреч остается храм Божий. Не отрываясь от духовной жизни прихода, подростки ведут и полную приключений, насыщенную полезными событиями жизнь. Как считает Михаил, такой подход помогает ребятам и педагогу быть на одной волне, а значит – понимать друг друга.
Чтения еще раз показали тесную связь всех сфер жизни русского человека с православием. Поэтому и уделяется такое большое внимание его отражению в учебном процессе – от дошкольной скамьи до высшей школы.
Ради нашего будущего плодотворное сотрудничество Церкви и общества должно и дальше развиваться, укрепляя духовные основы жизни народа.
Ирина КУРОПАТКИНА
(505)