Уроки Православия. Февраль 2013


XXI-е Международные Рождественские чтения

С 24 по 27 января 2013 года в г. Москве прошли XXI-е Международные Рождественские образовательные чтения.

Более 10-ти тысяч участников Чтений – педагогов, руководителей образования, священнослужителей, представителей науки и культуры из 129 епархий России, ближнего и дальнего зарубежья активно работали все эти дни.

В составе Сафоновской делегации от Смоленской епархии участниками чтений были педагоги г. Сафонова: заведующая православным детским садом «Радость моя» Кузьмина Н.А., руководитель творческой группы учителей, преподающих основы православной культуры, учитель МБОУ «СОШ №2» Скоморощенкова Е.В., преподаватель основ православной культуры и предмета «Основы религиозных культур и светской этики» МБОУ «СОШ №1» Машовец И.А. Организатором и руководителем сафоновской делегации был благочинный Сафоновского церковного округа протоиерей Сергий Зеленков.

Тема Рождественских чтений «Традиционные ценности и современный мир» очень актуальна для современного общества и касается каждого христианина.

В обращении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к участникам форума прозвучала мысль о ценностях традиционных, основанных на личных и общественных интересах, и ценностях духовно-нравственных, источником которых является Бог, а не человек. Для понимания этой мысли Святейший Патриарх привёл следующий пример. Представим себе украшение – бусы, каждая бусинка которых представляет собой уникальную ценность. Но совершенной гармонической и эстетической ценностью эти бусинки могут стать только в том случае, если они связаны между собой. Сочетание ценностей можно сравнить с этой нитью бус. Если бусинки – ценности – скреплены нитью (духовностью), то они создают гармонию и красоту, которые способны возвысить человеческую личность. Если разрывается нить, разрываются человеческие идеалы.

Святейший Патриарх Кирилл отметил также, что на нас, христианах, лежит особая ответственность за сохранение и передачу духовно-нравственных ценностей Православия будущим поколениям, и огромную роль в этом играет образование.

В рамках Рождественских Чтений прошли тематические конференции, секции, круглые столы, презентации, охватывавшие работу от дошкольного образования до вузовского. Впервые в Государственной Думе состоялись Рождественские Парламентские встречи с представителями различных делегаций, прибывших на форум.

Одна из бусинок – дошкольное воспитание. В нашей стране нет традиций православного дошкольного воспитания. Педагоги, работающие в этом направлении, стоят у истоков создания такой традиции, закладывают фундамент для будущего нашей страны. Но эта работа движется медленно. Однако Патриарх Кирилл отметил Смоленскую область, в которой функционирует 5 православных детских садов. Такое стало возможным благодаря сотрудничеству светских и церковных властей. В нашем городе с 2012 года действует православный детский сад «Радость моя», появление которого благословил будучи ещё митрополитом Смоленским и Калининградским Патриарх Кирилл. Трудами главы АМО «Сафоновский район» В.Е.Балалаева и благочинного Сафоновского церковного округа протоиерея Сергия Зеленкова детский сад смог принять воспитанников уже в начале этого учебного года. В Сафонове почти в каждом дошкольном образовательном учреждении работают кружки, в которых дети знакомятся с миром Православия.

Ещё одна ценностная бусинка – школа. Школа не может быть отделена от духовной культуры народа. В городе и районе во всех образовательных учреждениях в четвёртых классах ведётся курс «Основы религиозных культур и светской этики», в первых-шестых классах на факультативных занятиях учащиеся изучают «Основы православной культуры», а в 8-х классах – «Историю православной культуры земли Смоленской».

Особое место в системе православного образования занимают воскресные школы, которые являются центрами духовно-нравственного воспитания. Для эффективной и системной деятельности воскресных школ Священным Синодом Русской Православной Церкви утверждены документы, призванные стандартизировать их работу. В нашем благочинии насчитывается 7 воскресных школ.

Заинтересованные педагоги, родители и все, кто понимает, что без духовной составляющей невозможно воспитать настоящего человека, могут изучить материалы Международного форума в сети Интернет.

Рождественские чтения проводятся для того, чтобы у многих людей Господь родился в сердце.

Кузьмина Н.А.
Скоморощенкова Е.В.
Машовец И.А.


Протоиерей Максим Максимов,
член Синодальной комиссии по канонизации святых, клирик Московской епархии

О дневниках святого праведного Иоанна Кронштадтского (1829-1908)

(Из доклада на конференции «Прославление и почитание святых. Проблемы исследования архивов и изучение духовного наследия канонизированных святых» в рамках XXI-х Международных Рождественских образовательных чтений).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908)

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908)

Духовное наследие святого праведного Иоанна Кронштадтского обширно и состоит из многочисленных проповедей, поучений и брошюр на различные духовно-нравственные и богословские темы, но самую большую часть этого наследия, безусловно, составляют его дневники, которые отец Иоанн вёл на протяжении 53 лет своего священнического служения.

В 2001 году начата расшифровка дневниковых записей отца Иоанна, а с 2005 года их публикация. Это первая публикация всех известных на сегодня дневников святого. На сегодняшний день из запланированного 27-томного собрания опубликованы 19 томов.

Как это не парадоксально звучит, но, как оказалось после прочтения дневников, настоящий духовный облик кронштадтского пастыря сокрыт от современных христиан за пеленой условных шаблонов и мифологем. В связи с публикацией дневников следует сказать, что они впервые предоставляют возможность составить подлинную биографию праведника как с точки зрения фактов, так и по существу его духовного подвига.

Имеющиеся на данный момент биографии отца Иоанна Кронштадтского носят несколько упрощённый характер: они – и не икона, и не фотография, а скорее похожи на лубок. В качестве общепознавательного чтения такие биографии имеют право на существование, но в качестве вспомоществования на пути ко спасению, в качестве духовного ориентира они могут принести скорее вред, нежели пользу, так как могут ввести читателя в заблуждение относительно жизни праведника, рисуя такую картину окружавшего его мира, в которой было мало сходства с реальной, зачастую весьма суровой действительностью.

Исследователям ещё предстоит немало потрудиться, чтобы собрать письма отца Иоанна, многочисленные свидетельства современников отца Иоанна о нём, чтобы соединить разнообразные массивы этих свидетельств и создать полноценное житие праведника, максимально точно отображающее все этапы становления личности святого, его лествицу восхождения в Горний Иерусалим, выявить мотивацию его поступков, описать многочисленные искушения на пути доброделания.

Какими бы ни были свидетельства людей об отце Иоанне, ничто так не открывает нам его духовный мир, как дневник. Стоит процитировать самого отца Иоанна, который о цели ведения дневника свидетельствовал следующее: «С первых же дней своего служения Церкви я поставил себе за правило: сколько возможно искренне относиться к своему делу, к пастырству и священнослужению, строго следить за собою, за своею внутренней жизнью. С этой целью я прежде всего принялся за чтение Священного Писания Ветхого и Нового Завета, извлекая из него назидательное для себя, как человека, священника и члена общества. Потом я стал вести дневник, в котором записывал свою борьбу с помыслами и страстями, свои покаянные чувства свои тайные молитвы ко Господу, свои благодарные чувства об избавлении от искушений, скорбей и напастей. В каждый воскресный и праздничный день я произносил в церкви слова и беседы или собственного сочинения, или проповеди митрополита Григория (Постникова). Кроме проповедничества, с самого начала возымел попечение о бедных, как и сам бывший бедняк».

Традиционно дневники фиксируют ход определённых событий жизни человека, общества, целого народа. Дневник часто содержит описание множества мелких и порой незначительных подробностей, личных переживаний. В этом отношении дневниковые записи отца Иоанна полная противоположность. Мы не встретим здесь описаний исторических реалий, событий светской и церковной жизни, свидетелем которых был отец Иоанн; в записях порой даже отсутствует хронология дат, а многие записи идут не в хронологическом порядке. Но, самое главное, чем примечателен дневник отца Иоанна, – это чистосердечная исповедь его перед Богом всей своей жизни, без утайки малейших грехов, это его постоянный самоконтроль, духовное трезвение, подвиг во имя веры, к которому он себя ежеминутно понуждает, это буквально учебник, школа духовной жизни, путь к святости через  непрекращаемую борьбу со страстями, падения и восстания, предание себя всецело в руки Спасителя, стремление к святости и спасению, которые даруются всем нам в Церкви Христовой. Не случайно сам святой автор, опубликовав некоторые выдержки из дневника, назвал их «Моя жизнь во Христе».

Многие страницы дневника написаны отцом Иоанном с предельной откровенностью, так что у читателя может возникнуть помысел, а уж не обычный ли он человек, отец Иоанн, – хотя и священник, а, может быть, такой, как и мы, грешник. Однако внимательное чтение и изучение дневников праведника показывает, что нет, совершенно не такой и что между ним и нами лежит едва ли не пропасть. То, к чему современные христиане уже привыкли, то, что составляет, можно сказать, почти бытовую сторону жизни современного человека, тот мир помыслов, который является почти обычной обстановкой внутренней жизни современного христианина и даже не осознаётся им и никак не оценивается, – то осознавалось праведником как горькое падение, требующее с его стороны самого жестокого, беспощадного обличения. Его самоукорение столь велико, последовательно и неотступно, что показывает, как воистину Дух Божий действовал в нём, – и пусть Господь и попускал ему оступаться, но Он же и воздвигал его вскоре после приносимого покаяния. По силе борьбы с мысленными искушениями посреди житейского моря и посреди мира, в котором он жил, святой праведный Иоанн являет пример одного из величайших святых XIX – начала XX столетия, на котором почила великая милость Божия, которая, по слову апостола Павла, зависит не от подвизающегося, а от Бога милующего (Рим.9,16).

Отец Иоанн заботился о ежечасном и ежеминутном исправлении своей души, непрестанное чтение слова Божия просветило его душу. Человек, живущий по слову Божию, каждую минуту судится этими словами Истины и старается убрать с души всякое пятно, которое открывается на её одеждах Божественным глаголом. Именно поэтому дневники святого праведного Иоанна Кронштадтского начинаются с углублённого прочтения и толкования им Священного Писания. Невозможно спастись и правильно жить, не зная Закона Жизни, не изучив воли Божией, запечатлённой в святом Евангелии. Это первая заповедь праведника всем спасающимся – читать, углубляясь в содержание, и снова читать Священное Писание, вникая в богодухновенные глаголы, и судить ими себя. Слово Божие – как непоколебимый камень, на котором только и может каждый воздвигнуть постройку своего спасения.

Не нарушает ли публикация дневников личной тайны человека?

Ныне много говорят о праве человека на личную тайну, что нельзя касаться того, что человек писал в личном дневнике. Говоря так, люди забывают, что на Страшном Суде не будет личных тайн, сокровенных чувств и мыслей. Таким чтителям личной тайны ответим словами самого святого праведного Иоанна, которые он написал, имея в виду дневник: «Не истреблять этой книги и по смерти моей: может быть, кто-нибудь найдётся подобный мне по мыслям и по чувству и покажет своё глубокое сочувствие написанному в этой книге, если не всему, чего я не смею надеяться (потому что могут найтись здесь, при строгой критике, и ошибки), то по крайней мере некоторым местам её. Всё хорошее и справедливое в этой книге почитаю не своим, а Божиим… Мои только ошибки и недостатки».

Публикацией дневников исполняется завещание отца Иоанна, тем более непреложное, что завещателем в данном случае является один из великих святых Русской Православной Церкви последнего времени.


О чём свидетельствует Священное Писание

Евангелие от Матфея, глава 15

 21. И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.

    22. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.

    23. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти её, потому что кричит за нами.

    24. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.

    25. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! Помоги мне.

    26. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

    27. Она сказала: так, Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.

    28. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её в тот час.

Вышедши из Галилеи, Христос удалился в языческую страну Финикию на северо-западе от Галилеи с главными городами Тиром и Сидоном, находившимися неподалёку один от другого. Сами финикияне называли себя хананеями, а свою страну Ханааном. Можно предположить, что целью ухода Господа в места, где проживало иноверное и иноплеменное население, было временное уединение для отдыха от постоянно сопровождающей его в Галилее несметной толпы, а может быть, и от непримиримой злобы фарисеев. Но Он не мог утаиться, ибо услышала о Нём некая женщина-язычница, дочь которой была одержима нечистым духом. Женщина знала от иудеев о грядущем Мессии и называла Спасителя «Сыном Давидовым», исповедуя этим свою веру в Него. В Священном предании хананеянка известна под именем Юсты, а дочь её – Вероники. Женщина говорит: помилуй не дочь мою, а меня. Потому что болезнь дочери была болезнью матери. Она не говорит: приди и исцели, но помилуй. Испытывая веру хананеянки, Господь не отвечал ей. На просьбу Своих учеников помочь ей Христос отвечал, что Он послан только к погибшим овцам дома Израилева, ибо евреи были избранным народом Божиим и только им был обещан Божественный Искупитель и к ним именно Он и должен был в первую очередь прийти, их спасать и у них совершать чудеса. Возможно, что Он говорил это, желая обнаружить всю силу веры женщины-язычницы перед Своими апостолами, воспитанными в иудейском пренебрежении язычников, т.е. в назидание им. Зная, конечно, силу веры её и продолжая её испытывать, Господь отказывает ей словами, которые могли бы показаться крайне жестокими, если бы не были произнесены исполненным любви к страждущему человечеству Спасителем. Смысл Его слов таков: «Я не за тем удалился из пределов избранного народа Божия, отняв от них Свою благодеющую чудотворную силу, чтобы расточать её в стране языческой». Конечно, эти слова были произнесены Иисусом Христом только для того, чтобы обнаружить перед всеми силу веры этой женщины и воочию показать, что и язычники, поскольку они веруют, достойны милостей Божиих, вопреки тому презрению, которое питали к ним иудеи. Иудеи называли язычников псами по причине идолопоклонства и нечистой жизни. И хананеянка действительно показала всю высоту своей веры и вместе с тем необычайную глубину смирения. Эта величайшая вера и глубочайшее смирение были тотчас же вознаграждены: дочь её мгновенно исцелилась. Особенность этого чуда в том, что оно совершено издали, заочно, как исцеление слуги капернаумского сотника, тоже язычника, вера которого также удостоилась особенной похвалы Господа.

Свт. Иоанн Златоуст обращает внимание на то, что женщина Хананеянка «не осмелилась привести беснующуюся дочь к Учителю, но, оставив её дома на одре, сама умоляет Его и объявляет только болезнь, ничего более не прибавляя. И не зовёт Врача в дом свой, но, поведав о своём горе и тяжкой болезни дочери, обращается к милосердию Владыки и громким голосом вопиет, прося помилования не дочери своей, но себе самой: помилуй меня! Как бы говорит этим: дочь моя не чувствует болезни своей, а я терплю тысячи различных мучений. Женщина не почитала себя достойною благодеяния и пришла не с тем, чтобы требовать должное, но просила оказать милость и изъявляла только своё несчастье. Услышав отказ, она ещё более усилила свои моления. Не так поступаем мы. Если не получаем просимого, то перестаём и просить, тогда как надлежало бы просить ещё усерднее. Кого бы не привели в недоумение слова Спасителя? Видя вместе с собою в недоумении своих ходатаев (учеников Христовых) и слыша, что просьба её не может быть исполнена, можно было потерять всякую надежду. И, однако, женщина не потеряла её, но, видя бессилие своих ходатаев, вооружилась похвальною смелостью, приступает ближе и кланяется, говоря: Господи, помоги мне, не сказала: попроси и помолись, но – помоги мне, веруя, что Он – Господь. Удостоив ответом, Господь Своими словами ещё более поразил её, нежели молчанием: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Он уже не овцами называет иудеев, но чадами, а её псом. Но женщина в самих Его словах находит себе защиту. Если я пёс, говорит она, то, значит, не чужая. Если мне вовсе нельзя пользоваться пищею, то я имею, подобно псу, крохи, которые падают со стола господ их. Христос знал, что она скажет это. Потому-то и медлил (оказать ей помощь). Она не стала противоречить, не завидовала тем, которых Господь назвал «детьми», и не оскорбилась собственною обидою. Она называет себя псом, а иудеев господами; и за это-то сделалась чадом. Что же Христос? О, женщина! – восклицает Он, — велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. Для того и медлил Он доселе оказать помощь, чтобы сказать эти слова и прославить Хананеянку. То есть, вера твоя может сделать и больше этого. Сказанные ею слова были не пустыми и льстивыми, а выражали истинную силу веры. Наилучшее доказательство и свидетельство этой веры заключается в самом событии, а именно – дочь её тотчас же исцелилась. Заметим, что она совершила то, в чём побеждены были и чего не могли сделать апостолы. Такова сила неотступной молитвы! Бог хочет, чтобы мы в нуждах своих сами более просили Его, нежели другие ходатайствовали за нас. Хотя апостолы и более имели дерзновения, но женщина показала великое терпение».

(51)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *