Евангелие от Матфея, толкование текста. Глава 9

 1. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

 2. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

 3. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.

 4. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

 5. Ибо что легче сказать: «прощаются тебе грехи», или сказать: «встань и ходи»?

 6. Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.

 7. И он встал, взял постель свою и пошёл в дом свой.

 8. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

 Город, куда Спаситель прибыл, был Капернаум. У евангелиста Матфея ранее, в 4-й главе, сказано, что Христос оставил Назарет и поселился в Капернауме приморском. Златоуст, Феофилакт, Августин и другие святые отцы Церкви говорят, что Вифлеем был город, в котором Он родился; Назарет – где воспитался; а в Капернауме Он имел постоянное местопребывание.

 Судя по евангельскому описанию, больной, которого принесли ко Господу на одре (постели), страдал недугом, носящим в настоящее время название паралича. Видя веру расслабленного и принёсших его, Господь говорит ему: «Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои», — указывая этим самым на связь, существующую между его болезнью и греховностью. По свидетельству Слова Божия, болезни являются следствием грехов и посылаются иногда Богом в наказание за грехи. Часто между болезнью и грехом есть очевидная связь, каковы, например, болезни от пьянства и распутства. Поэтому, чтобы исцелить болезнь, нужно сначала снять грех, простить его. Видимо, расслабленный сам сознавал себя великим грешником настолько, что едва мог надеяться на прощение, почему Спаситель и ободрил его словами: «Дерзай, чадо!».

 Присутствовавшие при этом книжники и фарисеи начали мысленно осуждать Господа за богохульство, видя в словах Его незаконное присвоение Себе власти, принадлежащей Единому Богу. Христос, зная их помышления, дал им понять это.

 Св. Иоанн Златоуст пишет: «Христос во всём показывал Своё одинаковое достоинство с Богом Отцом, но Он чуждался человеческой славы. Он не сразу приступает к исцелению тела принесённого к Нему больного, а вначале врачует невидимое, т.е. душу, отпустив грехи, – что доставило расслабленному исцеление, а Исцелившему не принесло большой славы. Книжники, съедаемые злобою, и думая обвинить Его в богохульстве, против своей воли способствовали однако прославлению совершившегося чуда. Христос желал, чтобы Его почитали равным Богу Отцу. Он не сказал, что Сын Человеческий имеет нужду в помощи кого-то, или что Он получил власть от другого, но говорит: «имеет власть на земле прощать грехи». Говорит это для того, чтобы убедить врагов в том, что Он не богохульствует. В доказательство отпущения грехов расслабленному, укрепляет его тело, а в доказательство укрепления тела заставляет его нести одр, чтобы сотворённого Им чуда не почли за обман. Насколько душа выше тела, настолько и отпущение грехов – дело б`ольшее, чем исцеление тела. Но так как исцеления души нельзя видеть, а исцеление тела очевидно, то Господь присоединяет к первому и последнее, которое хотя ниже, но очевиднее, чтобы посредством его уверить в высшем – невидимом».

 Впрочем, нельзя, конечно, думать, что Господь совершил чудо только из-за желания убедить книжников в Своём Божественном всемогуществе. И это чудо, как и все другие, было прежде всего делом Его Божественной благости и милосердия. Своё полное выздоровление расслабленный засвидетельствовал тем, что понёс на себе свою постель, на которой его принесли прежде. Результатом чуда было то, что народ пришёл в ужас и прославил Бога, но ещё не уверовал в Иисуса Христа как Сына Божия.

 9. Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.

 10. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.

 11. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьёт с мытарями и грешниками?

 12. Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,

 13. пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы»? Ибо Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию.

 Все три евангелиста – Матфей, Марк и Лука, – рассказывая о призвании Матфея, связывают свой рассказ с предшествующим чудом исцеления расслабленного в Капернауме и последующим затем пиром у Матфея. Разница только в том, что первый евангелист называет себя Матфеем, а евангелисты Марк и Лука называют его Левием. Имя Левий указывает собственно на происхождение его из колена (рода) Левиина, а Матфей (в переводе с евр. – дар Божий) было именем, под которым будущий евангелист был известен.

 Св. Иоанн Златоуст пишет: «Сотворив чудо над расслабленным, Христос не остался в Капернауме, чтобы Своим присутствием не возжечь в книжниках ещё большей зависти; но для укрощения этой их страсти, удаляется. Так и нам не следует раздражать врагов своих своим пребыванием с ними, но чтобы смягчить их гнев, надобно уступать и удаляться от них».

 Надо знать, что мытари, или сборщики податей, к числу которых принадлежал Матфей, считались у евреев самыми грешными и презренными людьми, ибо взимали с народа подати в пользу ненавистного римского правителя. К тому же это взимание податей они брали у римских властей на откуп и, в своих стремлениях к наживе, брали с народа много больше, чем следовало, почему и заслужили к себе общую ненависть. Говоря о своём призвании, Матфей из скромности называет себя именем, под которым он был известен, как мытарь, для того, чтобы полнее обозначить свою прежнюю греховную жизнь и, следовательно, возвысить Христа, не погнушавшегося им, грешником, мытарем.

 Матфей мог слышать как прежнее учение Христа, так и видеть Его чудеса, и таким образом мог знать Его гораздо раньше своего призвания. Матфей был несомненно родом еврей. Если так, то это обстоятельство ещё больше возбуждало к нему недоверие и презрение со стороны его соотечественников, которые считали таких людей изменниками и врагами отечества. Св. Иоанн Златоуст спрашивает: «Но почему Спаситель не в одно время с Петром, Иоанном и другими призвал Матфея? Потому, что как к тем Иисус пришёл в то время, когда они способны были послушать Его, так и Матфея призвал тогда, когда он готов был идти за Ним, когда слава о Нём распространилась всюду, и Матфей сделался способнее к повиновению».

 Такова сила слова Господа, что мытарь – человек зажиточный – бросил всё и последовал за Иисусом Христом, не имевшим, где голову приклонить. Но это доказывает, вместе с тем, что грешники, сознающие свою греховность и готовые искренно раскаяться, ближе к Царству Небесному, чем превозносящиеся своей мнимой праведностью фарисеи. Обрадованный призывом Господа Матфей пригласил к себе в дом Спасителя и учеников Его и устроил им угощение. По восточному обычаю приглашённые на обед или ужин не сидели за столом, а «возлежали» вокруг невысокого стола на особых приставных скамьях или диванах, опираясь левой рукой на подушку. Туда же пришли, видимо, товарищи Матфея по сбору податей, другие мытари, которые по понятиям фарисеев были грешниками, и расположились со Иисусом и учениками Его за одним столом. Это и дало повод фарисеям осудить Господа за такое сближение с грешниками. Св. Иоанн Златоуст проникает в суть происшедшего и пишет: «Христос употреблял всякого рода врачевания. Он избавлял многих от болезней душевных не только тогда, когда учил, или исцелял больных, или обличал врагов, но и тогда, когда возлежал за трапезой, научая нас через это, что всякое время и всякое дело может нам доставлять пользу. И хотя всё, что предлагалось на этой трапезе, было собрано неправдою и хищением, тем не менее, Христос не отрёкся быть её участником; так как Его присутствие могло принести великую пользу, то Он согласился быть в одном доме и за одним столом с великими грешниками, хотя и навлёк на Себя худую славу за то, что ел вместе с мытарем в доме мытаря и со многими мытарями. Такова ведь участь врача: если он не захочет переносить гнилого запаха от больных, то не может исцелить их от болезни. Мытари перестали делать зло и переменились. Но фарисеев ничто не вразумило: они здесь же перед учениками клевещут на Учителя. Всё это они делали с худыми намерениями, желая отвлечь учеников от Учителя. Что же отвечает бесконечная Премудрость? Фарисеи поставляли Ему в вину общение Его с мытарями; а Он, напротив, говорит, что не иметь общения с ними – дело недостойное Его и несообразное с Его человеколюбием, и что исправлять таких людей есть дело не только не заслуживающее никакой укоризны, напротив, весьма важное и необходимое».

 Потом, чтобы не подумали, что Господь порицает призываемых, называя их болящими, — продолжает Златоуст, — смотри, как Он укоряет фарисеев в незнании Писания: Он приводит слова пророка Осии, который передаёт слова Бога: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос.6,6). «Этими словами Он вразумляет их, что не Он поступает несправедливо, но они; как бы говорит им: за что вы обвиняете Меня? За то ли, что Я исправляю грешников? Но в таком случае вы обвиняете в том же и Отца Моего». Спаситель говорит, что ваши жертвоприношения, всё ваше внешнее формальное благочестие ничего не стоит в очах Божиих без любви к ближним, без дел милосердия.

 «Япришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию», — говорит Христос, то есть, Он для того и пришёл, чтобы грешники покаялись и исправились. Он пришёл призвать к покаянию не тех, которые считают себя праведниками и воображают, что им не в чем каяться, но тех, которые смиренно сознают себя грешниками и просят у Бога милости. Правда, Спаситель пришёл призвать и спасти всех, в том числе и мнимых праведников (на земле ведь нет ни одного безгрешного человека, один Господь наш Иисус Христос без греха), но пока они не оставят ложного самомнения и не осозн`ают себя грешниками, призвание их будет бесплодно и спасение для них невозможно.

 14. Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?

 15. И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.

 16. И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небелёной ткани, ибо вновь пришитое отдерёт от старого и дыра будет ещё хуже.

 17. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.

 Св. Иоанн Креститель был строгий постник и, конечно, приучил и учеников своих к такому же строгому образу жизни. Вероятно, в это время он уже был посажен в темницу, и ученики его, очевидно, усилили по этому случаю свой пост. Фарисеи же обратили их внимание на то, что ученики Христовы не соблюдают столь строго установленных постов, и те приходят к Спасителю и спрашивают Его об этом. На это Господь отвечает им словами их учителя, Иоанна. Он как бы говорит: «Ведь ваш учитель назвал Меня Женихом, а себя – другом Жениха, которому надлежит радоваться (Ин.3,29). Поэтому и Мои ученики как друзья Жениха, как сыны чертога брачного, радуются, пока Я с ними, и с этой радостью несовместим слишком строгий пост как выражение скорби, печали. Когда наступят дни, в которые они останутся одни в мире, тогда и будут поститься. В память этих слов Господа, Святая Церковь установила пост Страстной недели, который примыкает к 40-дневному Великому посту, а также пост в течение всего года по средам и пятницам, т.е. в те дни, когда был отнят от нас Жених: среда – день, когда Он был предан Иудой, а пятница – день Его страданий и крестной смерти.

 Следует обратить внимание на то, что Спаситель совсем не отвечает на первую часть предложенного Ему вопроса, — на заявление, что ученики Иоанна Крестителя и фарисеи много постятся. Он вполне предоставляет фарисеям и ученикам Иоанна руководствоваться своей собственной совестью. Содержание Его ответа всё направлено к защите Его учеников. Сам же Он принимает на Себя образ Жениха, который представлен в Ветхом Завете (Пс.44; книга «Песнь песней Соломона»). У иудеев брачные пиршества продолжались до семи дней, и это было временем радости и веселья. Между тем пост у них считался признаком скорби.

 Далее Господь говорит притчу о ветхой одежде и новой заплате, о молодом вине и ветхих мехах. Эта притча сказана в ответ на вопрос о постах. Под ними и следует разуметь старую одежду и старые мехи. Новое учение о постах – это новая одежда и новое вино. Требовать от учеников Иисуса Христа прежнего соблюдения постов, значит вливать новое вино в старые мехи или пришивать к старой одежде новую заплату.

 Св. Иоанн Златоуст говорит: «Какая польза в посте, когда душа исполнена лукавства, когда обвиняете других, когда осуждаете их, и сами, имея брёвна в глазах своих, всё делаете для того, чтобы выставить себя на показ? Прежде всего нужно изгонять тщеславие и учиться жить добродетельно: в любви, кротости, братолюбии… Отвечая на слова учеников Иоанновых, Христос вместе с тем начинает предсказывать и о Своём страдании (придут дни, когда отнимется жених), заранее приучая учеников Своих помышлять о скорбном времени. Ученики Его ещё не утвердились духом и требуют снисхождения; они ещё не обновились духом, и при таком их состоянии нельзя налагать на них тяжких заповедей. Говоря это, Он дал ученикам Своим закон и правило, чтоб и они, когда будут принимать в число учеников своих всех живущих на земле, обращались с ними с великой кротостью».

 18. Когда Он говорил им сие, подошёл к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на неё руку Твою, и она будет жива.

 19. И встав, Иисус пошёл за ним, и ученики Его.

 20. И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его,

 21. ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею.

 22. Иисус же, обратившись и увидев её, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова.

 23. И когда пришёл Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении,

 24. сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним.

 25. Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял её за руку, и девица встала.

 26. И разнёсся слух о сем по всей земле той.

 Начальник, слышавший о многих чудесах, совершённых Господом в Галилее, и, может быть, сам видев исцеление слуги капернаумского сотника, возгорелся надеждой, что Христос может исцелить и его дочь. Не имея такой веры, которую похвалил Спаситель в сотнике, он просил Господа прийти и возложить на несчастную руки, чтобы она выздоровела. Видя это, народ с особенным любопытством устремился вслед за Иисусом. Во время этого шествия женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением и потерявшая надежду вылечиться, протиснулась сзади к Спасителю и незаметно прикоснулась к Его одежде. По закону Моисееву, женщина, страдавшая такой болезнью, считалась нечистою и должна была оставаться дома, не смея ни к кому прикасаться: «Если у женщины течёт кровь многие дни не во время очищения её, или если она имеет истечение долее обыкновенного очищения её, то во всё время истечения нечистоты её, подобно как в продолжение очищения своего, она нечиста; всякая постель, на которой она ляжет во всё время истечения своего, будет нечиста, подобно как постель в продолжение очищения её; и всякая вещь, на которую она сядет, будет нечиста, как нечисто это во время очищения её; и всякий, кто прикоснётся к ним, будет нечист, и должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера. А когда она освободится от истечения своего, тогда должна отсчитать себе семь дней, и потом будет чиста (Лев.15,25-28).

 Но эта несчастная женщина имела такую горячую веру в Господа Иисуса Христа, что решилась тайно прикоснуться к Его одежде в уверенности, что одно прикосновение даст ей желанное исцеление. И вера её была оправдана: она тотчас выздоровела.

 По понятиям иудеев она совершила преступление тем, что вошла в толпу народа и сделала нечистыми всех тех людей, с которыми по необходимости вынуждена была соприкоснуться, а потому в страхе и трепете ожидала осуждения за свой поступок, но Спаситель успокоил её, назвав её «дочерью», потому что она верила в Него, и каждый верующий в Господа Иисуса Христа получал и получает от Него великую любовь.

 Св. Иоанн Златоуст, указывая на веру этой женщины, пишет: « Она не сомневалась и не говорила сама в себе: исцелюсь ли я от болезни, или нет? но приступила с твёрдой уверенностью, что получит исцеление. Она видела, из какого дома Он вышел – из дома мытаря, и кто за Ним следовал – грешники и мытари; и всё это произвело в ней благую надежду. Что же Христос? Он не захотел, чтобы она оставалась в неизвестности, но открыл и обнаружил её по многим причинам: во-первых, Он освобождает её от страха, чтобы она, угрызаемая совестью, как похитительница дара, не проводила жизнь в мучении; во-вторых, исправляет её, потому что она думала утаиться; в-третьих, открывает всем веру её, чтобы и другие подражали ей. Да и показать, что Он знает всё, есть столь же великое чудо, как и остановить течение крови. Наконец и начальника синагоги, который легко мог потерять веру, а с нею и всё, исправляет примером исцелённой женщины. Действительно, находившиеся в его доме смеялись над Иисусом, когда Он сказал, что девица спит; естественно, что и сам отец мог поколебаться в вере».

 «Сказывают, — пишет Феофилакт Болгарский, — что эта женщина устроила каменное изображение Спасителя, во весь рост Его, и что у ног сего изображения росла трава, помогавшая кровоточивым женщинам. Во время Юлиана Отступника (вторая половина IV века) нечестивцы разбили это изображение».

 Когда пришли в дом начальника синагоги, то застали там «свирельщиков», которых по восточному обычаю приглашали для оплакивания умерших. Это оплакивание, продолжавшееся восемь дней для простого умершего и месяц для лиц знатных, сопровождалось заунывной игрой на свирелях или флейтах.

 Св. Иоанн Златоуст пишет, что Христос всех изгнал из дома, кроме родителей «да и этих оставил только для того, чтобы не сказали, что не Он, а другой кто воскресил девицу. И прежде, нежели воскрешает её, говорит: не умерла девица, но спит, научая не страшиться смерти. Так как Ему и самому надлежало умереть, то, воскрешая других, заранее приготовляет учеников Своих к мужеству и спокойному перенесению смерти, так как, после Его пришествия, смерть сделалась сном. Находившиеся в доме смеялись над Ним, но Он не оскорблялся тем, что они не верили чуду, которое Он намерен был вскоре сотворить, и не укорил смеющихся, чтобы и сам смех, и свирели, и всё прочее свидетельствовало о смерти девицы. Итак, увидев множество народа, Христос выслал всех из дома и в присутствии родителей творит чудо, не другую душу влагая в умершую, но возвращая ту самую, которая вышла из неё, и как бы от сна пробуждая отроковицу. Отец говорил Ему: возложи руку; а Он делает больше: не возлагает Своей руки, но, взяв умершую за руку, воскрешает её, показывая тем, что Ему всё легко сделать».

 27. Когда Иисус шёл оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!

 28. Когда же Он пришёл в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!

 29. Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.

 30. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.

 31. А они, выйдя, разгласили о Нём по всей земле той.

 Слепцы называют Христа Сыном Давидовым потому, что это казалось им почётным именем. По всей вероятности с этим именем связывались земные представления о мирском царе-завоевателе. Поэтому Господь сначала не отвечал на крики слепцов, но они пошли за Ним и в дом и здесь просили Его об исцелении. Исцеление произошло не сразу, но после вопроса об их вере. Спаситель в ответ на их веру прикоснулся к глазам слепых, и открылись глаза их.

 Св. Иоанн Златоуст замечает, что Христос исцеляет слепцов наедине, в доме, и не велит никому говорить об исцелении, научая и нас избегать людской славы. «Заметь и усердие слепых, о котором можно судить по их крику и молению; они не просто приступили, но взывали громким голосом, ничего больше не говоря, кроме: помилуй нас. Христос большею частью исцелял только по просьбе, чтобы не подумали, что Он из честолюбия Сам ищет случаев творить такие чудеса, а равно, чтобы показать, что исцеляемые Им были достойны исцеления, и чтобы не сказали, что если Он исцелял по одному милосердию, то надлежало бы всем исцелиться. Ведь и само человеколюбие соразмеряется несколько с верою исцеляемых. Но не по этим только причинам Христос требует от них веры. Так как они назвали Его сыном Давидовым, то, возводя их к высшему понятию и научая, как должны думать о Нём, Он и спрашивает: веруете ли, что Я могу это сделать? Не сказал: веруете ли, что Я могу умолить Отца Моего, могу испросить у Него; но сказал: веруете ли, что Я могу это сделать? Что же они? Они говорят: ей, Господи! Уже называют Его не сыном Давидовым, но возносятся мыслью выше, и исповедуют Его владычество. А тогда уже и Сам Он, возлагая руку, говорит: по вере вашей да будет вам. То же самое Он говорит и многим другим из приходящих к Нему, чтобы прежде исцеления телесных недугов обнаружить сердечную их веру».

 Блаж. Феофилакт Болгарский подмечает, что Христос «заставляет слепцов идти за Собою до самого дома, – потому что хотел обнаружить твёрдость их веры и обличить иудеев. Исцеляет их в доме, наедине, чуждаясь славы. Он всюду даёт нам уроки смирения; запрещает разглашать о Себе. Но они разгласили, впрочем, не по ослушанию, но по чувству благодарности».

 32. Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.

 33. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.

 34. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.

 Сам по себе бесноватый немой, которого привели к Спасителю, не мог просить об исцелении, потому что демон связал ему язык. Поэтому Господь не спрашивает его о вере, как других в подобных случаях, а повелевает бесу выйти, и немому, таким образом, возвращается способность говорить. Это исцеление вызвало удивление в народе, такое, какое свойственно при виде чуда. Блаж. Феофилакт Болгарский говорит, что «удивлённый народ ставит Христа выше пророков и патриархов, ибо Он исцелял со властью, а не так, как те – по молитве».

 «Это-то особенно и причиняло досаду фарисеям, — пишет св. Иоанн Златоуст, — что Христа почитали не только больше всех современников Его, но и больше предшественников; почитали не за то, что исцелял, но за то, что исцелял легко, скоро, притом бесчисленные и неизлечимые болезни. Так об Иисусе судил народ. Но фарисеи судили совсем иначе. В самом деле, что говорят они? Он изгоняет бесов силою князя бесовского.Может ли быть что безрассуднее этого? Совершенно ведь невозможно, — как и Сам Христос говорит после, — чтобы бес изгонял беса, ведь бес обычно своё утверждает, а не разоряет. А Христос не только изгонял бесов, но и очищал прокаженных, воскрешал мёртвых, укрощал море, отпускал грехи, проповедовал царствие Божие, приводил к Отцу, чего бес никогда не захочет и не сможет сделать. Бесы приводят к идолослужению, отвращают от Бога и учат не верить в будущую жизнь. Бес, будучи оскорблён, не станет делать добро, когда он, и не будучи оскорблён, причиняет вред даже тем, которые служат и угождают ему».

 35. И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

 36. Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря.

 37. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало;

 38. итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

 Блаж. Феофилакт Болгарский пишет: «Будучи человеколюбив, Господь не дожидается, когда придут к Нему, но Сам ходил всюду, чтобы никто не имел причины оправдываться и говорить, что никто не приходил учить нас. Он привлекает их и делом и словом, — уча и чудодействуя». Причиной жалости Спасителя к окружавшим Его людям является то, что люди были утомлены (изнурены) и рассеяны, они походили на овец в пустыне, у которых нет пастуха. Эти овцы от голода худы телом и имеют страдальческий вид, они не собраны в одно стадо, а блуждают, где придётся, подвергаясь многочисленным опасностям. Духовные учители этого народа – не истинные пастыри и учители; они сами слепцы, и не только не просвещают народ истинным учением, но ещё больше развращают его. Образ изнурённых и рассеянных овец сменяется образом «жатвы», — поля, на котором выросли колосья и поспели для того, чтобы их жать. Поле велико и жатвы много, но нет работников, которые бы взялись за эту работу. Смысл речи таков: велико число народа, желающего вступить в Царство Мессии (Христа) и готового для этого, но мало приготовленных для великого дела учителей народа. «Молите Господина жатвы» — то есть Бога, чтобы Он способствовал подготовке, не в духе фарисейском приготовленных, а новых деятелей для дела проповеди о наступающем Царстве Божием.

 Блаж. Феофилакт уточняет: «Жатвою называет народ, требующий попечения, а делателями тех, которые должны учить, но которых тогда не было в Израиле. Господин же жатвы есть Сам Христос, как Господь пророков и апостолов. Это видно из того, что Он поставил двенадцать апостолов, не испросив от Бога».

(2095)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *