Евангелие от Матфея, толкование текста. Глава 8

 1. Когда же сошёл Он с горы, за Ним последовало множество народа.

 2. И вот подошёл прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.

 3. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы.

 4. И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.

 Св. Иоанн Златоуст говорит, что за Христом последовал теперь не кто-нибудь из начальников и книжников, но те только, которые чужды были лукавства и имели искреннее расположение к Нему. Во всём Евангелии мы видим, что только такие люди прилеплялись к Нему. Так, когда Он говорил, они безмолвно слушали и ничего не прибавляли к Его словам, и не искали случая уловить Его, подобно фарисеям; и, по окончании Его проповеди, с удивлением следовали за Ним.

 О прокаженном св. Иоанн Златоуст говорит: «Велико благоразумие и вера пришедшего! Он не прервал учения, не старался протиснуться сквозь собрание людей, но дожидался удобного времени, и подходит уже тогда, когда Христос сошёл с горы. И не просто просит Его, но просит с искреннею верою и с надлежащими о Нём мыслями. Не сказал: если Ты попросишь Бога, или помолишься Ему, но: если хочешь, можешь меня очистить. Не сказал также: Господи, очисти; но исцеление предоставляет Его воле и свидетельствует о Его высочайшей власти. Господь же, хотя часто говорил со скромностью, и притом много такого, что ниже Его славы, но здесь, чтобы утвердить мысль о Своём могуществе, Он говорит перед слушателями, изумляющимися Его власти: хочу, очистись! Хотя и прежде творил Он многие и великие чудеса, но, как известно, таким образом никогда не говорил. Христос, в доказательство, что он исцеляет не как человек, а как Господь, прикасается рукою к прокаженному. Рука через прикосновение к проказе не сделалась нечистою; между тем прокаженное тело от святой руки стало чисто».

 Проказа была страшной болезнью. В древности она считалась неизлечимой, хотя были установлены законы «об очищении прокаженных», которые всё же предполагали исцеление от этой страшной болезни. Некоторые учёные считают, что проказа – болезнь не заразная. По закону Моисея священники должны были осматривать прокаженных тщательно, но нигде не видно, чтобы они заражались проказой. Однако предосторожности против проказы, принимавшиеся и жителями Палестины и других стран, показывают, что совершенно незаразной эту болезнь считать нельзя. Проказа поражала тело, оно гнило, части тела отваливались, зубы расшатывались и выпадали, нёбо проваливалось. При жизни каждый прокаженный считался живою смертью, должен был вести себя, как умерший, и всем следовало обращаться с ним, как с умершим. Каждый прокаженный был нечистым. Касаться прокаженного было запрещено иудейским законом.

 Блаж. Феофилакт Болгарский добавляет: «Христос прикоснулся к прокаженному, чтобы показать, что Он не связан законом, запрещающим прикасаться к прокаженному, но что Он, напротив, Господь его: что для чистого нет ничего нечистого, и что святая плоть Его сообщает освящение».

 Св. Иоанн Златоуст продолжает: «Далее, излечив тело прокаженного, Христос повелевает об этом никому не сказывать, но показаться священнику и принести дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им. Через прокаженного, о котором теперь говорится, Спаситель предохраняет нас от гордости и тщеславия». Прокаженный должен был отправиться в Иерусалим, там представить себя для осмотра священникам и принести установленные жертвы, согласно закону, изложенному в книге Моисеевой Левит (14 глава). Доколе священник не объявлял, что прокаженный очистился, до тех пор тот оставался ещё нечистым, и входить в общество людей ему запрещалось, прокаженные жили вдали от людей.

 «Но что значит: во свидетельство им? – спрашивает св. Иоанн Златоуст. И отвечает: В обличение, в обвинение и в доказательство, если они не захотят вразумиться. Именно, когда они скажут: мы преследуем Христа как соблазнителя и обманщика, как богопротивника и законопреступника, — тогда, говорит Спаситель, ты засвидетельствуй обо Мне, что Я не преступник закона, потому что, исцелив тебя, отсылаю к закону и на суд священников; а поступать таким образом свойственно тому, кто почитает закон, уважает Моисея и не противится древним постановлениям».

 Некоторые толкователи полагают, что если бы исцелённый не пошёл сразу же в Иерусалим к священнику, а стал бы разглашать о совершившемся над ним чуде, то молва об исцелении могла бы дойти до Иерусалима раньше его прихода, и тогда священники, враждебные Господу Иисусу Христу, стали бы утверждать, что исцелённый вовсе не был болен проказой.

 5. Когда же вошёл Иисус в Капернаум, к Нему подошёл сотник и просил Его:

 6. Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.

 7. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.

 8. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;

 9. ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идёт; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

 10. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашёл Я такой веры.

 11. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;

 12. а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

 13. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.

 Капернаум – город, в котором Спаситель прожил большую часть времени Своего служения. Так как нет сведений о том, что в то время в Капернауме стояли римские войска, то нужно думать, что сотник служил у Ирода Антипы, войска которого, по свидетельству историка того времени Иосифа Флавия, состояли из наёмников. Сотник стоял во главе гарнизона, состоявшего из сотни воинов. В римском легионе было 60 сотен. Этот сотник был язычником по рождению, но был расположен к иудейской религии: он на свои средства построил синагогу, как говорит об этом евангелист Лука (7,1-10).

 Блаж. Феофилакт Болгарский указывает, что сотник не принёс парализованного слугу на одре, «веруя, что Христос может исцелить его и заочно».

 «Что же делает Иисус?» – спрашивает св. Иоанн Златоуст. И отвечает: «То, чего прежде нигде не делал. Во всех других случаях он считался с желанием просителей; а здесь Сам упреждает желание сотника и обещает не только исцелить, но и прийти в его дом. А это делает для того, чтобы мы познали веру сотника. Если бы Он не обещал этого, а сказал только: иди, да исцелеет слуга твой, — тогда бы мы совершенно не узнали о его вере. Смотри, — говорит далее Златоуст, — как сотник имеет надлежащее понятие о Христе. Он не сказал: призови Бога; не сказал: помолись и умилостиви Его; но только – повели».

 Можно изложить речь сотника по-другому: «Твоё слово находится под Твоею властию, Ты распоряжаешься им по Своей воле. Почему? Потому, что я знаю это по своему собственному опыту. Ты не под властью, я под властью. Однако если и я скажу только одно слово, мне повинуются».

 В словах сотника звучала столь необыкновенная для язычника вера и смирение, что Господь счёл нужным отметить эту веру перед всеми окружающими, подчеркнув, что такой веры он не нашёл и у самих представителей избранного народа Божия Израиля. Далее Христос, в опровержение ложного мнения евреев, будто только они одни могут быть членами грядущего Царства Мессии, предрёк, что многие из языческих народов «с востока и запада» окажутся достойными вместе с ветхозаветными праотцами наследовать это Царство, в то время как «сыны Царства», то есть евреи, за своё неверие в пришедшего Мессию будут низвержены во «тьму кромешную», где будет «плач и скрежет зубов». В этих словах Господа Царство Небесное, как и во многих других Его речах и притчах, представляется под образом вечернего пира, во время которого на Востоке не сидели, а «возлежали». Гостей, чем-либо провинившихся, выводили вон из комнаты, где происходил пир, на улицу в «кромешную» тьму на холод, которые противопоставляются светлой и тёплой комнате: выгнанные таким образом гости скрежетали зубами от холода и досады – образ этот, весьма всем понятный, берётся для того, чтобы нагляднее представить вечные мучения грешников в аду.

 Вера же и смирение сотника были сразу же вознаграждены: слуга его выздоровел в тот же час, как только Господь произнёс: «Иди, и, как ты веровал, да будет тебе!» Блаж. Феофилакт Болгарский добавляет: «Исцелив словом (слугу сотника), Господь показал, что истинны слова Его и об иудеях: извержены будут».

 Св. Иоанн Златоуст, восхваляя веру сотника, говорит: «Он имел представление о том, что болезни, смерть и всё прочее так же подчинено Христу, как ему самому воины. Он ясно показал, что Христос может управлять смертью как рабом, и повелевать как Владыка. Когда он говорит: пойди, и идёт, приди, и приходит, то выражает этими словами такую мысль: если Ты повелишь смерти не приходить к нему, она не придёт. Видишь ли, какую он имел веру? Он уже ясно открыл то, что впоследствии всем должно было открыться, то есть, что Христос имеет власть над смертью и жизнью, и может низводить во врата ада и возводить». Христос же, — заключает Златоуст, — дал сотнику больше, чем тот просил. «Он пришёл искать телесного здоровья слуге, а возвратился, получив Царствие. Как скоро сотник явил великую веру и смирение, Христос даровал ему небо и, сверх того, возвратил здоровье его слуге. И не этим только почтил его, но и засвидетельствовал, что он вводится в Его Царствие, и какие люди из него изгоняются. Отсюда Христос для всех уже делает известным то, что спасение – от веры, а не от дел закона (ветхозаветного). Здесь пророчески говорит Он о язычниках, и им подаёт благую надежду. Между следовавшими за Ним были и жители Галилеи языческой. Говорил же Он это для того, чтобы не оставить и язычников в отчаянии, и смирить гордость иудеев. Христос являл силу не только через исцеление, но и через то, что производил его нежданно и мгновенно. И не этим только приносил Он пользу, но и тем, что во время совершения чудес часто предлагал учение о Своём Царствии, и всех привлекал к нему. Даже и тем, которым Он угрожал извержением (из этого Царства), угрожал не для того, чтобы извергнуть, но чтобы, устрашив словами, привлечь к нему. Если же отсюда иудеи не получали никакой пользы, то во всём виновны сами они и все страждущие их болезнью неверия. Всякому известно, что то же случилось не только с иудеями, но и с уверовавшими. Иуда (Искариот) был сыном Царствия, однако сделался сыном геенны».

 14. Придя в дом Петров, Иисус увидел тёщу его, лежащую в горячке,

 15. и коснулся руки её, и горячка оставила её; и она встала и служила им.

 Христос вошёл в дом Симона Петра, вероятно, чтобы вкусить хлеба. Тёща Петрова оказалась тяжко больной. После одного прикосновения Спасителя к её руке горячка мгновенно оставила её, и даже силы к ней вернулись настолько, что «она встала и служила им».

 Здесь словом «горячка» назван какой-то воспалительный процесс, заставлявший больную сильно страдать и лежать на постели. Св. Иоанн Златоуст обращает наше внимание на смиренное почтение Петра к Своему Божественному Учителю: «Имея тёщу, лежащую дома в сильной горячке, он не привёл Его в дом свой, но ожидал, пока будет окончено учение и исцелятся все прочие; и тогда уже, когда Христос вошёл в дом, начал просить Его. Так он с самого начала научался предпочитать выгоды других своим. Итак, не Пётр приводит Его в дом , но Он сам по собственной воле пришёл, показывая, сколько Он благоволил к ученику. Но представь, каковы были дом`а этих рыбаков; при всём том Христос не гнушался входить в их бедные хижины, научая тебя во всём попирать человеческую гордость… Вам известно, что и по освобождении от горячки больным требуется много времени для того, чтобы обрести прежнее здоровье. Но у Христа не так; у Него всё вместе прекращалось. Отсюда мы можем усматривать и то, что Христос по вере одних даёт исцеления другим. Впрочем, Он благодетельствует, если только желающий исцеления не упорствует в неверии, а только или по причине болезни не может прийти к Нему, или по причине неведения и незрелого возраста не имеет о Нём высокого понятия».

 Блаж. Феофилакт Болгарский в связи с этим замечает: «Ты заметь также, что брак нимало не препятствует добродетели: ибо и верховный апостол имел тёщу», а следовательно, добавим, и жену.

 16. Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных,

 17. да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понёс болезни.

 Чудеса исцеления, сотворённые Спасителем, произвели такое сильное впечатление, что к дверям дома Симона (Петра) по захождении солнца (вероятно, потому, что заканчивалась суббота, а в субботу лечить или лечиться иудейскими законниками не дозволялось) стали приносить больных и бесноватых, и Господь их всех исцелил. Евангелист Матфей, доказывая своим Евангелием, что Иисус есть тот Избавитель, о Котором предвозвещали пророки, поясняет, что в этом массовом исцелении больных сбылось пророчество Исаии. Взять немощи, значит снять их с немощных, уничтожить их; понести болезни, значит облегчить их. Указание евангелиста на то, что Христос исцелил всех, может служить одним из самых сильных доказательств присутствия в Нём необычайной Божественной чудотворной силы.

 Св. Иоанн Златоуст, обращая внимание на слова пророка Исаии, приводимые евангелистом Матфеем, говорит: «Пророк не сказал: освободил (от недугов и болезней), но – взял и понёс: это, мне кажется, сказано пророком более о грехах, согласно со словами Иоанна Богослова: вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира (Ин.1,29). Итак, почему же здесь евангелист относит это пророчество к болезням? Или потому, что принимал это свидетельство буквально, или для того, чтобы показать, что большая часть болезней есть следствие грехов душевных. В самом деле, если сама смерть имеет своим корнем и началом грех, то тем более многие болезни».

 18. Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел ученикам отплыть на другую сторону.

 19. Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошёл.

 20. И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные – гнёзда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.

 Св. Иоанн Златоуст говорит о том, что Христос, чуждаясь тщеславия, хотел удалиться от народа: «Делал Он это с одной стороны для того, чтобы научить нас скромности, с другой – для того, чтобы укротить иудейскую зависть и убедить нас ничего не делать из тщеславия». Златоуст указывает и на то, что Христос не приказал народу удалиться от Него, а Сам решил «отплыть на другую сторону» лишь только после того, как всех исцелил.

 Когда они собирались уже сесть в лодку, к Господу подошёл книжник, выразивший желание следовать за Ним. Книжники, иудейские учёные, посвящали себя изучению писаний. Но, изучая их букву, они утратили понимание их духа. Поэтому дальнейшая речь Христа показывает, что Он не верил искренности книжника, то есть бремя, которое тот хотел взять на себя, могло оказаться для него непосильным, и Христос образно указывает ему на Свой страннический образ жизни: у Него нет на земле места, где бы Он мог укрыться или отдохнуть от Своих трудов. К тому же книжник, видя чудеса, совершаемые Христом, хотел следовать за Ним, чтобы получить от этого земную выгоду. Вот почему Спаситель и указал на Свою бедность и бездомность. Именуя Себя «Сыном Человеческим», Господь смиренно подчёркивает Своё человечество, но в то же время ненавязчиво указывает на Своё мессианское достоинство.

 Св. Иоанн Златоуст говорит, что Господь наш Иисус Христос не осудил книжника: «научая нас тому, чтобы мы терпели и таковых. Потому-то Он не обличает явно тех, которые имели злые намерения, но Свои ответы направляет против их мыслей, предоставляя им одним видеть обличение. Впрочем, Он сказал это не для того, чтобы отдалить его от Себя, но чтобы обличить его худое намерение и предоставить случай следовать за Собою, если захочет». А лукавый книжник, будучи обличён, не сказал: готов последовать за Тобой, — заключает св. Иоанн Златоуст.

 21. Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.

 22. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мёртвым погребать своих мертвецов.

 Желая испытать силу готовности учеников следовать за Ним с полным самоотвержением, Господь сказал одному из них: «Иди за Мною», — показывая тем самым, что Он хочет поручить ему благовествование Царства Божия людям. Но тот стал уклоняться, ссылаясь на то, что ему нужно похоронить отца своего. На это Господь ответил ему: «предоставь мёртвым погребать своих мертвецов». Смысл этих слов Господа в том, что ради великого дела благовествования Царства Божия надо всё оставлять. «Оставь мёртвых, которые глухи к Моему слову, к Моему делу, — как бы так говорит Христос, — предоставь им, привязанным к этой земной жизни, хоронить своих мертвецов, а ты, внявший слову жизни, Мною проповеданному, иди за Мной». Этим запрещением отдать последний долг умершему отцу, Господь, по-видимому, хотел или испытать характер преданности Себе этого ученика, или предостеречь его от родных, которые, может быть, пожелали бы отвлечь его от следования за Христом.

 Св. Иоанн Златоуст указывает на различие между первым, собиравшимся следовать за Христом и вторым, спрашивающим разрешения похоронить своего отца: «Тот бесстыдно говорит: я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошёл; а этот, даже испрашивая позволение на благочестивое дело, говорит: позволь мне. Впрочем, Христос не позволил. Спаситель везде обращал внимание на намерение. Но почему, скажет кто-либо, не позволил? Потому что и без него было кому исполнить то дело, и умерший не остался бы без погребения; между тем ученику не должно было удаляться от дела более необходимого. Сказав же: предоставь мёртвым погребать своих мертвецов, показывает, что мертвец не Его. Умерший, очевидно, был из неверовавших… Иисус запретил ученику не потому, что повелевал не воздавать почтения родителям, но с целью показать, что ничто не должно быть для нас важнее небесного. Он сильно привлёк к Себе юношу словом и, вместе с тем, освободил его от бесчисленного множества зол, как-то: от рыданий, плача и всего отсюда происходящего. Действительно, после погребения нужно было рассматривать завещания, заниматься разделом наследства и всем прочим, что происходит в таких случаях, — и таким образом весьма далеко унестись от пристанища истины. Потому-то Христос влечёт и прикрепляет его к Себе… Итак, отсюда мы научаемся тому, что нельзя терять и малого времени, хотя бы было бесчисленное множество побуждений к тому, но всему, даже самому необходимому, нужно предпочитать духовное, и знать, в чём состоит жизнь и в чём смерть. Многие ведь из тех, которые вроде бы живут, ничем не отличаются от мёртвых, когда живут во зле; вернее – они даже хуже мертвецов. «Умерший освободился от греха» (Рим.6,7), говорит апостол Павел. А тот, кто живёт во зле и служит греху, не съедается червями, не лежит в тесном гробе, не закрыл глаза. Он б`ольшие претерпевает мучения, нежели умерший, потому что страсти душевные терзают его страшнее зверей. Душа его ещё прежде тела растлилась, погибла и подвергается б`ольшему гниению. Труп смердит десять дней, а этот всю жизнь дышит зловонием, так что они различаются между собою только тем, что один подвергается только естественному тлению, а другой к нему присоединяет ещё гниение, происходящее от нечестивой жизни, ежедневно вымышляя для себя бесчисленные причины растления, нося смердящую повсюду мёртвую душу в теле, как во гробе. И если бы можно было увидеть душу человека, живущего в роскоши и нечестии, то ты увидел бы, что гораздо лучше лежать связанным во гробе, нежели быть окованным цепями греховными; лучше иметь на себе лежащий камень, нежели тяжкий покров бесчувственности. Вот почему сродникам этих мертвецов, находящихся в такой бесчувственности, особенно нужно приступать ко Иисусу с молением о них, об их воскресении».

 23. И когда вошёл Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.

 24. И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал.

 25. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем.

 26. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.

 27. Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?

 Судя по тому, что в лодку, кроме Спасителя, вошли и ученики Его, то, очевидно, она была довольно вместительна. Когда они отплыли, утомлённые дневными трудами, Иисус заснул на корме. Поднялась страшная буря, какие нередко бывали на Геннисаретском озере, окружённом горами, которое недаром окрестные жители называли морем. Ученики, многие из которых рыбачили на этом озере, привыкшие бороться с его бурями, выбились из сил, и в отчаянии начали будить своего Учителя.

 Св. Иоанн Златоуст пишет: «Хотя, конечно, велики были и прежние чудеса, но настоящее чудо и заключало в себе немалое назидание, и было знамением, подобным древнему. Потому Спаситель и берёт с Собою одних только учеников. Где совершались одни только чудеса, там дозволял Христос быть и народу; но где предстояли искушения и ужасы, там Он брал с Собою одних только подвижников вселенной, которых Он хотел обучить бесстрашию среди бедствий. Иисус прежде всего укорил учеников Своих, показывая тем, что надобно быть мужественными и среди страшных волн, что Он всё устраивает для их блага. Так и само смущение их принесло им пользу, поскольку чудо представилось им гораздо более важным, и происшествие это навсегда сохранилось в их памяти. Вот почему Спаситель и предаётся сну. В самом деле, если бы буря случилась во время Его бодрствования, то они или не устрашились бы, или не стали бы Его просить, а может быть, даже не подумали бы, что Он может совершить подобного рода чудо. Потому-то Он и предался сну, чтобы дать им время испытать страх, и заставить их сильнее почувствовать происходящее. Так как ученики видели всех других облагодетельствованными, а себя самих не получившими никакого благодеяния и были беззаботны (они ведь не были хромыми и никакой другой подобной болезни не имели), то Он попускает разразиться сильной буре, чтобы им через спасение от неё сильнее почувствовать Его благодеяние. Вот почему Спаситель совершает чудо не в присутствии народа, чтобы не обвинили учеников в маловерии; но, взяв их с Собою одних, прежде укрощения волн укрощает волнение их душ, укоряя их такими словами: что вы так боязливы, маловерные? И вместе с тем научая, что не нашествие искушений, но слабость духа производит страх, Христос не обличал их в том, что они Его называли человеком, но ждал, до времени вразумляя их чудесами, что такое их мнение о Нём ошибочно. Отчего же почитали Его только человеком? Оттого, что Он имел образ человеческий, спал и был на корабле. Поэтому-то они в недоумении и говорили: Кто это, что море и ветры повинуются Ему? Тогда как сон и внешний вид показывали в Нём человека, — море и тишина являли в Нём Бога».

 Блаж. Феофилакт Болгарский подчёркивает: «Заметь, что, укоряя их (т.е. учеников) в маловерии, Господь даёт знать, что маловерие привлекает опасности».

 28. И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путём.

 29. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришёл Ты сюда прежде времени мучить нас.

 30. Вдали же от них паслось большое стадо свиней.

 31. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.

 32. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.

 33. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всём, и о том, что было с бесноватыми.

 34. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошёл от пределов их.

 Переплыв озеро, Иисус с учениками прибыл на восточный берег в землю, которую евангелисты Марк и Лука называют Гадаринской, по названию находившегося в ней города Гадары, а евангелист Матфей – Гергесинской, по имени другого города Гергесы: оба эти города были в числе городов Десятиградия.

 Евангелисты Марк и Лука говорят об одном бесноватом, а Матфей – о двух. Вероятно, это потому, что один бесноватый был человеком всем известным, жителем г. Гадары, и находился в особенно ужасном состоянии беснования, а другой, по сравнению с ним, оставался едва замеченным. Бесноватые жили в гробах потому, что они были изгнаны из городов и селений. Гробы в тех местах были высечены в горах в виде небольших пещерок.

 Сущность беснования заключается в том, что бесы, лишая человека личного сознания и подавляя его собственный разум, распоряжаются его телом и силами его души, причиняя несчастному невероятные мучения через его же собственные действия.

 Величие и всемогущество Сына Божия, сокрытое от человеческих глаз, для нечистых духов, владевших более совершенным духовным зрением, были очевидны и приводили их в ужас и трепет. И вот бесноватые начинают кричать, исповедуя Иисуса Сыном Божиим и умоляя Его не причинять тех нестерпимых мучений, которые причиняла им Его близость. Через этих несчастных людей бесы говорят, что Иисус рано пришёл мучить их, что Он ещё не одержал окончательную победу над адом и смертью. Речь бесноватых ко Христу показывает, что они были иудеи, а не язычники.

 Бесы просили Иисуса дозволения не идти им в бездну и не покидать той страны, но войти в пасшееся неподалёку на горе большое стадо свиней. Мы не настолько знаем природу злых духов, чтобы понять, почему им необходимо было обитать именно в живых существах, но характерно, что из всех живых существ они сами выбрали для своего обитания самое нечистое, самое презренное в глазах иудеев животное, лишь бы Господь не изгонял их из той страны. Господь не запретил им войти в свиней, и стадо, взбесившись, бросилось с крутизны в море и утонуло. Надо сказать, что бесы нанесли вред и свиньям, убив их, и владельцам этих свиней, причинив им немалые убытки, но сами нисколько не пострадали, не имея смертной природы, такой, как все, живущие в материальном мире. Допустив это, Господь, очевидно, желал вразумить жителей этой земли, которые, вопреки запрещению закона Моисеева, разводили свиней, да ещё в таком громадном количестве.

 Но происшедшее, видимо, их не вразумило: на них напал лишь безотчётный ужас и, по всей вероятности, опасение, как бы дальнейшее пребывание Господа в этой местности не принесло им новых убытков. Жалость к погибшим свиньям одержала у этих людей верх над естественным, казалось бы, чувством благодарности Господу за чудесное избавление их земли от «весьма свирепых» бесноватых, и они просили Господа уйти от них. Каково неразумие этих людей, которые не желают иметь в своих пределах Того, Кто явился, чтобы разрушить дела диавола! Жители этой земли отличались особенным религиозно-нравственным огрубением и одичанием, и Спаситель хотел пробудить их сердца через проповедь о Нём и о Его делах самих исцелённых бесноватых.

 Св. Иоанн Златоуст спрашивает: «Но почему они (бесноватые) любили жить в гробах? Потому, что им (бесам) хотелось во многих людях посеять пагубное учение, то есть, что души умерших превращаются в бесов, чего даже в уме нельзя представлять. Ты скажешь, что сами бесноватые иногда взывают: я душа такого-то человека! Но это – хитрость и обман диавола. Не душа какого-нибудь умершего вопиет, а притворяющийся так демон, для обольщения слушающих. Если бы душа могла войти в существо диавольское, то тем более она могла бы войти в своё тело. Притом нельзя представить, чтобы душа обиженная стала помогать обидевшему её, или чтобы человек в состоянии был изменить свою бестелесную природу в другое существо. Если невозможно это в отношении к телам, так как никто не может превратить тела человеческого в тело ослиное, то тем более невозможно это в отношении к невидимой душе, которую никто не может превратить в существо демонское. Итак » — заключает святитель Иоанн — это бредни пьяных старух и детские страшилки. Душе, отделившейся от тела, уже невозможно блуждать здесь, на земле. Многие места Священного Писания говорят нам, что души, по отшествии из тела, уводятся в некую страну (пространство) и, уже не имея возможности возвратиться оттуда, ожидают страшного судного дня.

 Далее Златоуст пишет: «Но, может быть, кто спросит: для чего Христос исполнил просьбу демонов, позволив им войти в стадо свиней? Я скажу на это то, что Он сделал так не потому, что они убедили Его, но по многим премудрым целям. Во-первых, для того, чтобы освободившимся от этих злых мучителей показать величие вреда, причиняемого им бесами; во-вторых, для того, чтобы всех вразумить в том, что бесы без Его позволения не смеют даже прикасаться и к свиньям; в-третьих, для того, чтобы дать знать, что с людьми бесы поступили бы даже ещё хуже, нежели со свиньями. Что бесы ненавидят нас более, нежели бессловесных животных, это всякому известно. Следовательно, если они не пощадили свиней, но в одно мгновение всех их утопили, то тем более сделали бы это с одержимыми ими людьми, которых они таскали и влачили по пустыням, если бы Провидение Божие не обуздывало и не удерживало дальнейшего их стремления. Отсюда ясно, что нет ни одного человека, о котором бы не промышлял Бог. Если же Он и не о всех печётся одинаковым образом, то и это есть величайший знак Его Промысла. Бог являет Промысел Свой сообразно с пользою каждого, Он промышляет не только о всех вообще, но и о каждом человеке в частности. Это всякий ясно может видеть из примера этих бесноватых, которые давно были бы уже задушены, если бы не были свыше сохраняемы великим попечением. Люди, уподобляющиеся свиньям, легко попадают под действие бесов. Но если только они ещё остаются людьми, то могут побеждать мучающих их бесов. Но когда совершенно уподобятся свиньям, тогда не только бывают одержимы бесами, но и низвергаются в бездну. Заметь кротость Иисуса Христа, соединённую с могуществом! Когда жители той страны, столь облагодетельствованные Им, принуждали Его удалиться, то Он без сопротивления удалился и оставил показавших себя недостойными Его учения, дав им наставниками освобождённых от демонов и тех, кто пас свиней, чтобы узнали от них о всём случившемся, а Сам, удалившись, оставил их в великом страхе».

(2551)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *