Евангелие от Матфея, толкование текста. Глава 3

1. В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской…

7. Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?

8. сотворите же достойный плод покаяния

9. и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

10. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

Фарисеи и саддукеи были тогда две партии, враждебные одна другой. Происхождение фарисеев относят ко времени Ионафана, первосвященника, преемника Иуды Маккавея (после 143г. до Р.Х.). Фарисеи были преемниками хасидимов. Хасидимы (ревнители закона, благочестивые) настаивали на исполнении всего закона и обязанностью человека считали исключительно только повиновение воле Божией, как она открыта в Библии (в Ветхом Завете). Так как хасидимы по разным причинам держались отдельно от простого народа, то получили название фарисеев (отделённых). Число фарисеев ко времени Иисуса Христа доходило до шести тысяч. Отличительным признаком их было лицемерие. Так как они посвятили все свои силы изучению и соблюдению закона, то считали самих себя истинными вождями и учителями народа. И народ до известной степени соглашался с этим.

Под саддукеями разумеется партия практических людей, которые были преданы закону настолько, насколько это согласовывалось с их планами обеспечить для Израиля его независимость. Это была партия священнической аристократии. Саддукеи были немногочисленны во время Христа, к ним принадлежали высшие лица священнической иерархии, они отличались угодливостью, жестокосердием и хитростью, хотя считали себя праведниками (с евр. цадик – праведник).

Св. Иоанн Креститель называет фарисеев и саддукеев порождениями ехидны. Под ехиднами здесь разумеются маленькие змеи, которые живут только в жарких странах, весьма ядовитые и опасные. Под порождениями ехидны можно понимать детёнышей ехидны или же вообще их змеиный род. В обоих случаях обозначается нравственное состояние фарисеев и саддукеев, которое было похоже на ядовитых змей и их детёнышей.

Св. Иоанн Златоуст, толкуя слова Иоанна Предтечи к фарисеем и саддукеям, говорит: «Так как они величались своими предками, что и было причиною их погибели, и повергло их в беспечность, то он вырывает сам корень их гордости, называет их исчадиями ехидны, т.к. эти животные при рождении убивают мать, разгрызая у неё чрево, а эти убивали отцов своих, т.е. пророков».

«Будущим гневом» по толкованию блаж. Феофилакта Болгарского св. Иоанн Предтеча называет геенну огненную (будущую участь закоренелых грешников).

Св. Иоанн Креститель призывает фарисеев и саддукеев изменить свой прежний, неугодный Богу, образ мышления и поведения, — иначе их приход к Иордану не принесёт им пользы, не поможет им избежать грядущего гнева. Фарисеи искусно прикрывали свои пороки точным соблюдением чисто внешних предписаний Моисеева закона, а саддукеи, предаваясь плотским удовольствиям, отвергали то, что противоречило их сладкому образу жизни – веру в духовную жизнь и загробное воздаяние.

Св. Иоанн Златоуст указывает, как нужно правильно понимать покаяние: «Покаянием я называю не то, чтобы только отстать от прежних худых дел, но и то, чтобы показать больше добрых дел. «Сотворите, — сказано, — достойные плоды покаяния» (Лк. 3, 8). Как же нам сотворить их? Поступая наоборот… Для исцеления нашего не достаточно только вынуть стрелу, но ещё нужно приложить к ране лекарство… Например, ты похищал чужое? А теперь отдавай и своё… Ты предавался прежде сластолюбию и пьянству? Теперь постись и пей воду; старайся истребить зло, происшедшее от прежней жизни. Ты смотрел прежде сладострастными очами на чужую красоту? Впредь для большей безопасности совсем не смотри на женщин. «Уклонись, — сказано, — от зла и делай добро» (Пс. 33, 15).

Фарисеи и саддукеи не столько заявляли на словах о своём происхождении от Авраама, сколько были в этом уверены, и эта уверенность определяла во многом их поведение. Авраам называется здесь «отец» вместо «праотец», «предок». Фарисеи и саддукеи переносили на себя, присваивали себе заслуги, честь и достоинство Авраама, думали, что главное их достоинство состоит в том, что они происходят от Авраама. Гордясь своим происхождением, они совершенно забывали, что главное значение перед Богом имеет не происхождение, а добрая нравственная жизнь человека.

Св. Иоанн Предтеча не говорит, что Бог может воздвигнуть детей Аврааму из деревьев, животных, глины и другого чего, но – из камней, потому что на твёрдые камни фарисеи и саддукеи походили больше всего. Они были духовно мертвы, холодны, бесчувственны, жестоки. Сравнивая их с камнями, св. Иоанн указывает на духовное состояние фарисеев и саддукеев. Говоря: «воздвигнуть из камней сих», св. Предтеча очевидно указывает на камни, которые были видны на берегах реки Иордана.

Св. Иоанн Златоуст пишет: «Некоторые говорят, что здесь Иоанн указывает на язычников, называя их иносказательно камнями. Но, по моему мнению, слова эти заключают в себе и другую мысль. Какую же? Не думайте, говорит, что если вы погибните, то Авраам уже останется без наследников. Нет, нет! Богу возможно и от камней дать ему детей и продолжить род его, так как… от камней создаться людям всё равно, что родиться младенцу от бесплодной матери… Как с самого начала Бог чудесным образом соделал Авраама отцом, как бы из камня, так и ныне это возможно».

Блаж. Феофилакт Болгарский говорит по этому поводу: «Воздвиг же Господь детей Аврааму от камней тогда, когда при распятии Его многие, увидев распавшиеся камни, уверовали».

Св. Предтеча приводит и другой образ – образ дерева. Дерево, срубленное до корня, теряет всю свою жизнеспособность. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Ничто не может быть ужаснее этого выражения… Не веря пророкам, иудеи часто говорили: «где есть день Господень?» Так как предсказания пророков часто исполнялись по прошествии многих лет, то чтобы лишить их и такого утешения, св. Предтеча угрожает им близким бедствием, что и выразил словами «секира уже лежит при корне»… Таким образом, — заключает св. Златоуст, — он всячески умножает их страх, чтобы пробудить их и привести к покаянию».

Истинные чада Авраама не те, которые происходят от него по плоти, но те, которые живут в духе его веры и преданности Богу и непрестанно приносят плоды добрых дел.

11. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём;

12. лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым.

Св. Иоанн Предтеча только что говорил о суде над людьми, которые представляли собой образ бесплодных деревьев, и что суд этот уже начинается, наступает. Но, говорит Иоанн, судья не я, суд принадлежит другому лицу, а я исполняю, так сказать, только черновую работу – крещение в покаяние, т.е. те, кто принимал это крещение, каялись в своих грехах и желали очиститься от них.

«Я не достоин понести обувь Его». Носить обувь господина было обязанностью самых низших рабов, которые не умели ничего другого делать. Здесь выражается глубочайшее смирение Крестителя, какого ещё не знал мир. Он говорит, что Тот, кто идёт за ним будет крестить «Духом Святым и огнём» и тем самым даёт живое изображение могущественного и очистительного действия Святого Духа (буквальный перевод с греческого – будет крестить в Духе Святом и огне). Можно сказать и так: одинаковое крещение будет предложено всем, но одни примут его с верой и получат дары Святого Духа, а другие отвергнут – и унаследуют огонь неугасимый.

Речь Иоанна Предтечи образна: он говорит здесь не о пшенице и не о соломе в прямом смысле, под ними подразумеваются человеческие души. Если бы св. Предтеча говорил только об обыкновенной соломе, то остановился бы на слове «огнём». Но так как он говорил образно о людях, то добавил «неугасимым».

Согласно Евангелию от Луки эта строгая речь св. Иоанн была обращена к народу. В этом нет противоречия, ибо народ в значительной своей части был заражён лжеучением фарисейства.

Блаж. Феофилакт Болгарский указывает, что после Крещения Христова каждый придёт на суд Божий. Лопата, — говорит он, — и есть суд. Гумно – это Церковь крещёных, среди которых есть пшеница – верные учению Христову и плевелы (солома) – легкомысленные и подчинившие себя духам злобы.

13. Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.

14. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?

15. Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.

«Это происходило в Вифаваре при Иордане…», — уточняет в своём Евангелии св. Иоанн Богослов (Ин. 1, 28). Вифавар, в переводе «место переправы», находился в Вифании по восточную сторону Иордана. Св. Иоанн Златоуст так говорит об этом: «С рабами Господь… идёт креститься. Но не возмущайся этим: в этом-то смирении и сияет особенно высота Его».

Св. Иоанн Креститель не знал Иисуса до крещения как Мессию (Христа), но, когда Иисус пришёл к нему просить крещения, он, как видевший душу каждого человека пророк, сразу почувствовал святость и безгрешность Его и бесконечное превосходство над собою и потому воскликнул: «Мне надобно креститься от Тебя…». Ведь крещение Иоанново было крещением покаяния.

В чём же заключалась та правда, которую исполнял Христос при крещении? По-видимому, она заключалась в том, что Христос принял на себя образ раба. Эта правда резко выразилась и ещё в одном случае, во время омовения ног учеников на Тайной вечери. Христос пришёл не господствовать, а служить. «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был через Него», — так уточняет св. евангелист Иоанн Богослов в своём Евангелии (Ин. 3, 17). Христос, пришедший к Иоанну Предтече для крещения, хотел показать ему, что если Иоанн есть раб, который не достоин понести (или развязать) Его обуви, то Он, Христос, хочет подчиниться этому рабу, хочет быть рабом по отношению к тому человеку, который сам себя считал ниже раба.

Господь наш Иисус Христос, как человек и родоначальник нового возрождённого Им человечества, должен был собственным примером показать людям необходимость соблюдения всех Божественных установлений, для этого Он и принял плоть, и пришёл в мир.

16. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

17. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение.

Очевидно никто, кроме св. Иоанна Крестителя, не видел и не понимал самоуничижения Христа. Так как это видел только Иоанн, то и сопровождавшая самоуничижение вся слава Его была открыта только Крестителю.

Христос подчинился Иоанну, как Раб, и этот Раб тотчас же провозглашается Сыном. Крестившись, «Иисус тотчас вышел из воды», потому что, как безгрешному, Ему не было надобности исповедовать свои грехи, как делали это все остальные крестящиеся, стоя при этом в воде.

Употреблённое два раза «се» указывает на новизну и необычайность явлений. Духа Божия и голос с небес видели и слышали не только св. Иоанн и Сам Христос, но и народ, бывший при этом, ибо цель этого явления – явить людям Сына Божия в пребывавшем дотоле в неизвестности Иисусе, вот почему в день праздника Крещения Церковь воспевает: «Явился еси днесь вселенней». Праздник Крещения Господня, который св. Церковь совершает ежегодно 19 января, называется также Богоявлением, ибо в этом событии явила Себя людям вся Святая Троица: Бог Отец голосом с неба, Бог Сын крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святый сошествием в виде голубя.

Св. Иоанн Златоуст спрашивает: «Для чего же отверзлись небеса?» И отвечает: «Для того, чтобы ты познал, что и при твоём крещении бывает то же самое; Бог призывает тебя к небесному Отечеству…, и на тебя, когда крещаешься, нисходит Дух Святый. Но нам нет нужды воочию видеть этот Дух, потому что для нас вместо всех знамений довольно одной веры; знамения даются не для верующих, но для неверующих».

«Почему же Дух Святый явился в виде голубя? – спрашивает св. Иоанн Златоуст. И отвечает: — Потому что голубь есть животное кроткое и чистое. И как Дух Святый есть Дух кротости, то Он и явился в этом виде. Кроме того, такое явление напоминает нам о древней истории. Когда всеобщий потоп объял всю землю, и род человеческий подвергался опасности совершенного истребления, тогда явилась эта птица и дала знать о прекращении потопа, и, принесши ветвь масличную, принесла благую весть о всеобщей тишине во вселенной. Всё это было прообразом будущего».

То, что Дух Святый не принял естества голубя, как Спаситель принял естество человеческое, об этом евангелист Матфей прямо говорит: «в виде голубя», а не в естестве голубя». Слово «благоволение» означает благую (добрую) волю: т.е. «…в Котором Моя добрая воля».

(977)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *