Евангелие от Матфея, толкование текста. Глава 14

 1. В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе

 2. и сказал служащим при нём: это Иоанн Креститель; он воскрес из мёртвых, и потому чудеса делаются им.

 3. Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего,

 4. потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь её.

 5. И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.

 Здесь выражение «в то время» обозначает, как и во многих других местах у евангелиста Матфея, неопределённое обозначение времени. Евангелисты Марк и Лука относят события, о которых пойдёт речь, ко времени, когда Спаситель послал двенадцать Своих апостолов проповедовать всюду приблизившееся Царство Небесное. В результате проповеди апостолов, исцелений и чудес, которые они совершали, молва о Христе сильно распространилась. Услышал о Нём и Ирод Антипа, родной брат Архелая и сын Ирода первого убившего 14 тысяч вифлеемских младенцев. Матерью Ирода Антипы была Малфака, самарянка. Ирод Антипа получил по завещанию своего кровавого отца земли Галилеи и Переи и был утверждён римским императором в достоинстве тетрарха (т.е. четвертовластника – правителя одной из четырёх областей Палестины). Этот Ирод был женат на дочери арабского царя Ареты, которую отверг, взяв себе Иродиаду, что являлось прелюбодеянием. По закону ужичества (Втор.25,5) брат должен был взять себе в жёны супругу умершего своего брата, не оставившего после себя детей. Ирод же вступил в брак с женою ещё живого брата, у которой была дочь. Это было запрещено законом Моисеевым: «Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего» (Лев.18,16). За это и за позорное изгнание законной жены Иоанн Креститель обличал Ирода. Кроме всего прочего, Иродиада являлась племянницей Ирода Антипы, она была дочерью его сводного брата Аристовула, то есть находилась в запрещённой для брака степени родства.

 Против Иоанна Предтечи первоначально неистовствовала Иродиада и желала, чтобы он был убит. Но Ирод не соглашался на это, зная, что Иоанн праведен и свят.

 Блаж. Феофилакт Болгарский, объясняя страх Ирода, указывает, что он, видно, боялся Крестителя, даже мёртвого, «посему решился говорить о нём не с посторонними лицами, но со своими слугами, то есть со своими домашними. Та как Иоанн при жизни своей не сотворил никакого чуда, то Ирод подумал, что, он, воскреснув, получил от Бога и дар чудотворения. Ирод не боялся Бога, но боялся народа, посему и удерживался от убийства. Впрочем, диавол доставил ему удобный случай оправдать себя перед народом тем, что убил Иоанна по причине произнесённой при всех клятвы».

 6. Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду,

 7. посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит.

 8. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.

 9. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей,

 10. и послал отсечь Иоанну голову в темнице.

 11. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей.

 12. Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу.

 У евреев не было в обычае праздновать день своего рождения, но, подражая восточным царям, Ирод делает по случаю дня своего рождения большой пир вельможам, тысяченачальникам и старейшинам галилейским. По обычаям востока женщины не смели присутствовать на пиршествах мужчин; во время подобных пиров дозволялось плясать только рабыням.

 Но Саломия, достойная дочь своей развратной матери Иродиады, с которой незаконно сожительствовал Ирод, пренебрегая обычаями, вошла к пирующим в лёгкой одежде танцовщицы и начала плясать. Своими сладострастными танцами она так воспламенила опьянённого вином Ирода, что тот с клятвою обещал дать ей всё, что она попросит. Саломия вышла и спросила у своей матери, не участвовавшей в пиршестве, чего просить. Та ни минуты не поколебалась в ответ: самым драгоценным для неё подарком была бы смерть ненавистного ей обличителя – Иоанна Крестителя, головы которого она тут же и попросила. Но, боясь, что обещание Ирода казнить Иоанна не будет исполнено, она внушила дочери, чтобы та потребовала немедленной смерти пророка, и даже дала ей блюдо, на котором должны были принести ей голову казнённого Предтечи.

 Саломия в точности исполнила это желание матери. Царь опечалился этим требованием. Он не предполагал казнить пророка, но, не желая нарушить и клятвы, из самолюбия и ложного стыда перед гостями, послал своего телохранителя-оруженосца, который отсек Иоанну голову и принёс её на блюде царю. Прибавка «ради возлежащих с ним» на пиру указывает, что Ирод желал и своих гостей сделать участниками своего злодеяния. Царь боялся их и они боялись его. Они должны были просить за Иоанна, но не просили, и потому сделались участниками убийства.

 Блаж. Феофилакт Болгарский замечает здесь: «Познаем отсюда, что иногда лучше нарушить клятву, нежели ради клятвы сделать какое-либо нечестие».

 Предание гласит, что Иродиада долго издевалась над головой Иоанна, колола иглой его язык, обличавший её в распутстве и затем велела выбросить её в один из оврагов с нечистотами.

 Говоря об убийстве св. Иоанна Крестителя, св. Иоанн Златоуст учит нас: «Итак, пусть выслушают это те из нас, которые, живя добродетельно, терпят насилие от злых людей. И тогда Бог потерпел, чтобы живший в пустыне, ходивший в кожаном поясе, в волосяной одежде, пророк, – даже больше пророка, – тот, пред кем нет большего из рождённых жёнами, был умерщвлён, умерщвлён бесстыдной девою и развратною блудницею, умерщвлён за то, что защищал Божественные законы. Помышляя об этом, будем мужественно переносить всё, что ни случится нам терпеть. Вот и тогда, — продолжает Златоуст, — эта гнусная убийца и преступница, как только хотела отомстить огорчившему её, так и смогла сделать; излила весь свой гнев, – и Бог попускал это. Хотя Иоанн ничего не говорил ей самой, ни в чём не обличал её, а винил одного Ирода, однако совесть была строгим обличителем. Мучимая и угрызаемая ею Иродиада неистово порывалась на большее зло, всех вместе влекла в позор: и себя, и дочь, и умершего мужа, и живого прелюбодея, – стараясь превзойти прежние свои преступления. Таков блуд, – заключает св. Златоуст,– не только делает наглецами, но и гнусными убийцами».

 Ученики Иоанновы взяли в темнице его обезглавленное тело и положили его в гроб. По преданию это была пещера, в которой были погребены пророки Авдий и Елисей, близ г. Севасты, находившегося на месте прежней Самарии.

 Печальное событие Усекновения главы Иоанна Крестителя Православная Церковь торжественно вспоминает ежегодно 11 сентября (по н. ст.). В этот праздничный день установлен строгий пост.

 Ирод понёс достойное возмездие: во время войны с арабским царём Аретой, дочь которого была женой Ирода и которую тот прогнал, соблазнившись Иродиадой, он потерпел полное поражение, и, отправившись в Рим за помощью, был лишён царского достоинства и имений и заточён в Галлию, где погиб вместе с нечестивой Иродиадой в темнице. Саломия же, дочь Иродиады, вышла однажды зимой на реку, лёд проломился под её ногами, она погрузилась в воду до самой головы, которая была срезана сдвинувшимися острыми льдинами.

 Совершив погребение своего учителя, ученики Иоанна возвестили о происшедшем Господу Иисусу Христу, ища, вероятно, с одной стороны утешения в постигшей их скорби, а, с другой стороны, желая предупредить Господа о возможной для Него опасности пострадать от Ирода, в области которого Он проповедовал. Блаж. Феофилакт Болгарский уточняет: «О чём возвестили Иисусу? Не о смерти Иоанновой, а о том, что Ирод Его Самого принимает за Иоанна».

 13. И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошёл за Ним из городов пешком.

 14. И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.

 Услышав о насильственной смерти Иоанна Крестителя, Господь удалился вместе с только что возвратившимися из проповеднического путешествия Своими учениками в пустынное место около Вифсаиды, которая, как ясно видно из контекста, находилась на другом берегу Галилейского (Геннисаретского) озера. Народ увидел, как они туда отправлялись, и многие бежали вслед пешие из всех городов, и там, в пустынном месте, снова собрались к Иисусу Христу, Который, сжалившись над ними, стал исцелять больных.

 Св. Иоанн Златоуст отмечает, что Спасителю угодно было чаще поступать как человеку (а не как Богу), «пока не пришло время вполне обнаружить Своё Божество. Потому и ученикам он приказывал никому не говорить, что Он Христос; Он хотел, чтобы это сделалось известным после Его Воскресения. По этой причине и с иудеев, которые дотоле не веровали в Него, не строго взыскивал, а, напротив, извинял их. Удаляется же не в город, но в пустыню, и притом на корабле, чтобы никто не следовал за Ним. Ученики Иоанна Крестителя теперь уже ближе стали к Иисусу. Они уведомили Спасителя о случившемся с Иоанном и, оставив всё, делаются уже Его учениками. Но почему Господь не удалился до получения от них известия, хотя знал о случившемся и без уведомления? Для того, чтобы во всём показать действительность Своего воплощения. Не видом только человеческим, но и делами Он хотел уверить в истинности того, что Бог воплотился и стал Человеком. Он знал злобную хитрость диавола, который готов всё сделать, только бы истребить в людях мысль о Его воплощении.

 Но привязавшийся к Спасителю народ не оставляет Его, а следует за Ним. Хотя привязанность народа была велика, но благодеяния Христовы превышали цену всякого усердия. Потому евангелист причиной исцелений в данном случае считает особенную милость. Христос всех исцеляет и не спрашивает здесь о вере, потому что исцелённые показывают свою веру уже тем самым, что пришли к Иисусу, оставили города, тщательно искали Его и не оставляли, когда даже принуждал их к тому голод. Христос намеревается дать им пищу. Но Сам не начинает этого, а ожидает, пока обратятся к Нему с просьбою, всюду соблюдая правило: не прежде приступать к совершению чудес, как по просьбе».

 15. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.

 16. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.

 17. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.

 18. Он сказал: принесите их Мне сюда.

 19. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики – народу.

 20. И ели все, и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;

 21. а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.

 Иудейские хлебы обычно были широкими и тонкими и были похожи на лепёшки. Вероятно поэтому мы ни разу не слышим в Новом Завете о резании хлеба, а только – о преломлении.

 Св. Иоанн Златоуст обращает внимание но то, что Спаситель, «когда отпускал грехи, отверз рай и ввёл в него разбойника, когда полновластно отменял ветхий закон, воскрешал многих мёртвых, укрощал море, обнаруживал тайны сердечные, отверзал очи слепым, т.е. совершал дела, которые свойственны одному Богу, а не другому кому, мы ни при одном из этих действий не видим Его молящимся. А когда намеревался умножить хлебы, что было гораздо менее важно, чем все прежде исчисленные действия, тогда взирает на небо, как в подтверждение Своего посланничества от Отца, так и в научение наше, не прежде приступать к еде, как воздав благодарение Подающему нам пищу.

 До сих пор Он творил чудеса над одними больными, а теперь оказывает всеобщее благодеяние, чтобы народ не оставался простым зрителем того, что происходило с другими, но сам получил дар. Для того и ведёт их в пустыню, чтобы чудо не подлежало решительно никакому сомнению, и никто не подумал, что хлебы были принесены заранее из ближнего селения. Ученики Христовы видели неоднократно примеры других чудес, а такого чуда ещё не видели. Итак, взяв, Он преломил и раздавал руками учеников, делая им через это честь. Впрочем, Он сделал это не столько для чести их, сколько для того, чтобы, когда совершится чудо, они не остались в неверии и не забыли о происшедшем, когда собственные их руки будут свидетельствовать о том. Для той же цели и народу даёт сперва испытать чувство голода; для той же цели выжидает, чтобы ученики пришли и просили, через них же рассаживает народ, через них же раздаёт хлеб, желая, чтобы каждый предрасположен был к чуду собственным сознанием и опытом. По той же причине берёт и оставшиеся куски от учеников, чтобы много было свидетельств о случившемся, и памятнее сделалось для них чудо.

 Итак, – заключает св. Златоуст, – Господь для того избрал такое место, дал не более, как хлебы и рыбу, предложил всем одну общую пищу и никому не уделил больше другого, чтобы научить смиренномудрию, воздержанию, любви, – тому, чтобы мы все одинаково благожелательно были расположены друг к другу. Христос попустил народу почувствовать голод, для того, чтобы не принял кто чуда за мечту; для этого сделал остатков двенадцать корзин, чтобы и Иуде было что нести. Господь и без хлебов мог утолить голод, но тогда ученики не познали бы Его могущества. А за это чудо иудеи так удивились Ему, что хотели сделать даже царём, хотя при других чудесах никогда не покушались на то».

 Блаж. Феофилакт Болгарский советует нам: «Здесь научаемся тому, что, имея и малое, мы должны употреблять то на гостеприимство, так как и апостолы, имея малое, отдали всё народу; но как малое их Господь умножил, так умножится и твоё малое. Это чудо показывает, что всё, употребляемое нами в пищу, от Бога подаётся и Им умножается».

 22. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

 23. И, отпустив народ, Он взошёл на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.

 24. А лодка была уже на средине моря, и её било волнами, потому что ветер был противный.

 25. В четвёртую же стражу ночи пошёл к ним Иисус, идя по морю.

 26. И ученики, увидев Его, идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.

 27. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.

 28. Пётр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.

 29. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Пётр пошёл по воде, чтобы подойти к Иисусу,

 30. но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.

 31. Иисус тотчас простёр руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?

 32. И, когда вошли они в лодку, ветер утих.

 33. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.

 Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов в своём Евангелии ясно говорит, почему Спаситель удалился на гору. Народ, увидевший чудо, хотел прийти, неожиданно взять Христа и сделать Его своим земным царём. Св. Иоанн Златоуст замечает, что Христос во многих других случаях, совершивши что-нибудь великое «отсылает от Себя народ и учеников, внушая нам через это никогда не гоняться за людской славой и не привлекать к себе толпу. А словом: понудил евангелист выражает то, что ученики неохотно разлучались с Ним».

 Блаж. Феофилакт Болгарский замечает, что Христос «Показывая нам, что нужно молиться не отвлекаясь, восходит на гору. Ибо всё делает для нас, а Сам Он не имел нужды в молитве. Молится до позднего времени, научая тем нас не скоро оставлять молитву, но совершать её особенно ночью, когда бывает наибольшая тишина».

 Ночные посты и стражи у римлян сменялись четыре раза. Этот обычай распространился и в Палестине. Четыре воина, из которых обычно состояла стража, назывались кватернионом, и четыре кватерниона сменялись в течение ночи. Четвёртая стража ночи была около трёх часов утра. Буря же продолжалась в течение трёх ночных стражей до четвёртой, т.е. около девяти часов.

 Блаж. Феофилакт Болгарский замечает: «Не тотчас предстал им для укрощения бури, но уже около четвёртой стражи, научая нас таким образом не скоро просить удаления бед, а переносить их мужественно с благодарением, и потом, когда уже много придётся пострадать, просить избавления от напастей».

 Рассказа о хождении апостола Петра по водам нет у других евангелистов, об этом говорит только евангелист Матфей.

 Обладавший пылким темпераментом апостол Пётр, часто опережал своею верой других учеников Христовых. Он первым назвал Христа «Сыном Бога Живого» (Мф.16,16); первый прекословит Спасителю, считая Его страдания злом: «Будь милостив к Себе, Господи!» – говорит он (Мф.16,22); первый торжественно обещается умереть со Христом и не отрекаться от Него: «Господи! я душу мою положу за Тебя» (Ин.13,37); первый препятствует омыть себе ноги (Ин.13,8); бросается с ножом на тех, кто пришёл взять Господа (Ин.18,10).

 Св. Иоанн Златоуст, обращая внимание на слова апостола Петра ко Христу «Повели мне прийти к Тебе по воде», подчёркивает: «Никто не любил столько Иисуса. Это он доказал и по воскресении Христовом. И тогда он не стал ждать, чтобы идти вместе с другими, но побежал вперёд. Впрочем, он обнаруживает в себе не одну любовь, но и веру. Пётр был уверен, что Иисус может не только Сам ходить по морю, но вести и других, и желает скорее быть близ Него».

 Здесь апостол Пётр вышел из лодки, и сила его веры совершила чудо: он пошёл по воде. Но продолжавший бушевать ветер и сильные волны отвлекли внимание Петра от Спасителя, к Которому он шёл. Под влиянием охватившего его страха вера его заколебалась, и он стал тонуть, в отчаянии возопив: «Господи, спаси меня».

 Св. Иоанн Златоуст объясняет: «Итак, Пётр, сошедши с корабля, шёл ко Христу, радуясь не только тому, что ходит по водам, сколько тому, что идёт к Иисусу. Но победив трудное, он едва не потерпел вреда от более лёгкого; я разумею стремительность ветра, а не моря. Такова природа человеческая: часто, успев в великом, затрудняется в малом! Сначала, объятый ещё страхом, Пётр осмелился идти по водам; а против усилия ветра, и притом находясь уже близ Христа, устоять не мог. Так бесполезно быть близ Христа тому, кто не близок к Нему верою. Это обнаружило также разницу между учеником и Учителем и утешило прочих. Но почему Господь не велел уняться ветру, а Сам простёр руку и поддержал Петра? Потому что нужна была Петрова вера. Когда с нашей стороны есть недостаток веры, то и Божественное действие останавливается. Пётр легко устоял бы против ветра, если бы в нём не ослабела вера. Потому-то Господь, поддержав Петра, и не остановил дуновения ветра, желая показать, что ветер не вредит, когда крепка вера. Как птенца, который прежде времени вылетел из гнезда и готов упасть на землю, мать сажает на крылья и опять уносит в гнездо, – так сделал и Христос».

 Блаж. Феофилакт Болгарский добавляет: «Впрочем, не совершенно усомнился Пётр, а несколько, частью. Насколько он убоялся, настолько и не веровал, а взывая: «Господи! Спаси меня», врачевал тем своё неверие. Поэтому и назван был Спасителем не неверным, а маловерным. По духовному изъяснению корабль означает землю, волнение – жизнь века сего, возмущаемую злыми духами, ночь – неведение. Христос предстал в четвёртую стражу, то есть к концу веков. Первая стража есть завет с Авраамом, вторая – закон Моисеев, третья – пророки, четвёртая – пришествие Господа во плоти. Он Сам спас нас, обуреваемых в ночи неведения, когда пришёл и пребывал с нами, людьми, да познаем Его и поклоняемся Ему, как Богу. Заметь и то, что случившееся с Петром на море предзнаменовало его отречение и следующее за тем обращение и покаяние. Как в том случае говорил он с дерзновением: не отрекусь от Тебя (Мф.26,35), так и здесь говорит: повели мне прийти к Тебе по воде. И как там Господь попустил ему отречься, так и здесь попускает тонуть. Но как здесь Господь простёр к нему руку и не попустил утонуть, так и там, посредством покаяния, извлёк его из глубины отречения и отчаяния».

 34. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

 35. Жители того места, узнав Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных,

 36. и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись.

 Словом «Геннисарет» или «Геннисар» называлось не только Галилейское озеро, носившее ещё названия «моря Галилейского», «моря Тивериадского», но и западный берег озера, бывший одним из самых плодороднейших мест Палестины. В Ветхом Завете, в книгах «Числа» и «Иисус Навин», мы встречаем слова «Киннерет» и «Киннерот», которые обозначают это озеро (от еврейского слова «киннор» — арфа. На арфу озеро походило по внешнему виду).

 Св. Иоанн Златоуст, сопоставляя, говорит: «Если прикасающиеся к краю одежды Его привлекали на себя чудодейственную силу, то не гораздо ли в большей мере привлекут её принимающие в себя всего Христа (в Таинстве Причащения)? Приступить же с верою, – продолжает он, – значит не только принять предложенное, но прикоснуться к нему с чистым сердцем, с таким расположением, как бы приступали к самому Христу».

(1543)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *