Евангелие от Матфея, толкование текста. Глава 13

 1. Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.

 2. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошёл в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.

 3. И поучал их много притчами, говоря: Вот вышел сеятель сеять;

 4. и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;

 5. иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.

 6. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;

 7. иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;

 8. иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

 9. Кто имеет уши слышать, да слышит!

 Слово «притча» представляет собой перевод греческих слов «параво`ли» и «паримиа». «Паримиа» означает краткое изречение, выражающее правило жизни (таковы, например, «Притчи Соломоновы»); «параволи» – это рассказ, имеющий скрытый смысл, и в образах, взятых из повседневного быта людей, выражающий высшие духовные истины. Если бы эти очень важные мысли не были выражены при помощи ярких образов, то они стали бы банальными призывами и скоро забылись. Спаситель в Своих притчах никогда не фантазировал. Во всех притчах мы можем найти вполне верную действительности и не вымышленную характеристику тогдашнего времени, жизни, нравов и обычаев. Все притчи Иисуса Христа являются совершенно анонимными, т.е. если, например, речь идёт о царе, то он никогда не называется по имени. Из притчей во всяком случае видно, что Христос превосходно знал жизнь и видел в ней то, чего другие не видят. Евангелист Матфей говорит, что Господь народ « поучал много притчами», но не все, однако, поучения были сказаны притчами. Прп. Иероним Стридонский замечает: «Если бы Христос всё говорил в притчах, то народ разошёлся бы, не получив для себя пользы. Ясное Христос смешивает с неясным, чтобы на основании того, что народ понимал, обратить его внимание на то, чего он не понимал».

 Притчи, изложенные в 13-й главе Евангелия от Матфея, были произнесены при стечении столь многочисленного народа, что Господь Иисус Христос, желая отделиться от теснившей Его толпы, вошёл в лодку и из лодки говорил к народу, стоявшему на берегу Геннисаретского озера. Св. Иоанн Златоуст объясняет это так: «Сел же Он у моря не без намерения, но желая поставить Себя в таком положении, чтобы никого не было сзади у Него, а все были бы пред глазами. Притчами Христос говорит для того, чтобы сделать слово Своё более выразительным, глубже запечатлеть его в памяти и представить предмет нагляднее».

 Притчи Господа – это иносказательные поучения, образы и примеры для коих заимствовались из обыденной жизни народа и из окружавшей его природы. В Своей притче о сеятеле, под Которым Он разумел Самого Себя, под семенем – проповедуемое Им Слово Божие, а под почвой, на которую падает семя – сердца и души слушателей, Спаситель живо воскресил в сознании слушающих родные поля, через которые проходит дорога. Эти поля местами заросли колючим кустарником – тернием, местами же они каменистые, покрытые лишь тонким слоем земли. Сеяние – прекрасный образ проповеди Слова Божия, которое, падая в ту или иную душу, смотря по состоянию её, остаётся бесплодным или приносит плод больший или меньший.

 Св. Иоанн Златоуст замечает: «Христос не сказал, что Он Сам бросил семя, но что оно упало. Из этих слов видно, что Спаситель предлагал учение Своё всем без различия. Как сеятель не различает находящейся пред ним нивы, но просто и без всякого различия бросает семена, так и Он не различает ни богатого, ни бедного, ни мудрого, ни невежду, ни беспечного, ни заботливого, ни мужественного, ни робкого; но всем проповедал, исполняя Своё дело, хотя и наперёд знал, какие от этого будут плоды. Отчего же погибла большая часть семян? Это произошло не из-за вины сеявшего, но от земли приемлющей, т.е. от души не внимавшей. Но благоразумно ли сеять в тернии, на каменистом месте, при дороге? Конечно, в отношении к семенам и земле это было бы неблагоразумно; но в отношении к душам человеческим и учению это весьма похвально. Если бы земледелец стал так делать, то справедливо заслужил бы порицание, потому что камню нельзя сделаться землёю, и дороге должно быть дорогой, и терние должно быть тернием; но не то бывает с существами разумными. И камню можно измениться и стать плодородною землёю; и дорога может быть не открытой для всякого проходящего и не попираться ногами, а может сделаться тучною нивою; и терние может быть истреблено, и семена могут расти беспрепятственно. Если бы это было невозможно, то Христос и не сеял бы. Если же такое изменение происходило не во всех, то причина этого не сеятель, но те, которые не хотели измениться. Спаситель исполнил Своё дело; если же они пренебрегли Его учением, то Явивший столь великое человеколюбие не виновен в том». Златоуст подмечает и то, что Господь в притче показывает множество различных путей погибели.

 «Но если и земля хороша, и сеятель один, и семена одни и те же, то почему одно семя принесло плод во сто крат, другое в шестьдесят, третье в тридцать? – спрашивает Златоуст. – Здесь опять различие зависит от свойства земли, потому что и в хорошей земле можно найти много различий. Различие это зависит не от природы людей, но от их воли. И здесь открывается великое человеколюбие Божие в том, что Господь требует не одинаковой степени добродетели, но и первых приемлет, и вторых не отвергает, и третьим даёт место».

 Блаж. Феофилакт Болгарский замечает, толкуя притчу о сеятеле: «Семя называет Он Своим; ибо и пророки сеяли семя, но не своё, а Божие. Он же, как Бог, сеял собственное семя, поскольку не по благодати Божией сделался мудрым, но Сам был Премудрость Божия. Три части семени погибли, уцелела только четвёртая, потому что не много истинно спасающихся. О доброй земле говорит после, дабы подать нам всем надежду покаяния».

 10. И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?

 11. Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,

 12. ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;

 13. потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;

 14. и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите,

 15. ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их».

 Ученикам Господа как будущим провозвестникам Евангелия через особое благодатное просвещение ума дано было знание Божественных истин, хотя и не в полном совершенстве до сошествия Святого Духа, а все остальные люди не были способны к принятию и пониманию этих истин, причиной чего было их нравственное огрубение и ложные представления о Мессии и Его Царстве, распространяемые книжниками и фарисеями, о чём пророчествовал Исаия за 800 лет до этого. Если показать таким нравственно испорченным, духовно огрубевшим людям истину, как она есть, не разъясняя её всесторонне и многократно, то они, видя, не увидят её и, слыша, не услышат её. Только лишь в образах притчи, соединённой с представлениями о предметах хорошо знакомых, истина становится доступной восприятию и пониманию: ненасильственно, сама собой загрубелая мысль возносилась от видимого к невидимому, от внешней стороны – к высшему духовному смыслу.

 «Кто имеет, тому дано будет, и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» – присловие, неоднократно повторяемое Господом в разных местах Евангелия. Смысл его тот, что богатый при усердных трудах более и более богатеет, а бедный при лености и последнее теряет. В духовном смысле это значит: вы, апостолы, с дарованным вам уже познанием тайн Царствия Божия, можете проникать в них всё глубже и глубже, понимать всё больше и больше; народ же потерял бы и то скудное знание этих тайн, которое ещё осталось у него, если бы при откровении не дать ему в помощь иносказательной речи, более для него понятной. Таким людям, которые, видя, не видят и, слыша, не слышат, можно было бы ничего не говорить, потому что речи для них из-за их непонятливости бесполезны. Но Он говорит и им – притчами. Кратко смысл можно выразить так: если не хотят понимать, то не поймут и притчи. Но если сколько-нибудь хотят понимать, то поймут по крайней мере притчу. Если же хотят понять больше, то под покровом притчи, увидят, что в ней раскрываются тайны Царства Небесного. Св. Иоанн Златоуст объясняет это так: «Кто сам желает и старается приобрести дары благодати Божией, тому и Бог дарует всё; а в ком нет этого желания и старания, тому не принесёт пользы и то, что он имеет, и Бог не сообщит ему даров Своих». А блаж. Феофилакт Болгарский добавляет: «если кто и малую искру добра имеет, то и ту погасит своею леностью, не стараясь раздувать и разжигать её духом и духовными делами».

 Спаситель, обличая народ, приводит пророчество Исайи из 6-й главы его книги, которое в дословном переводе звучит так: «иди и скажи этому народу: вы слушаете и слушаете, и не разумеете; и вы смотрите и смотрите, и не познаёте. Сделай грубым сердце народа этого и тяжело слышащими его уши и закрой его глаза, чтобы он не видел своими глазами и не слышал своими ушами, и его сердце не понимало, и не было ему исцеления». Бог даёт здесь Исайи при его призвании поручение проповедовать народу, который плохо видит и тяжело слышит. Речь пророка должна была сделать сердце этого народа ещё более грубым, глаза его ещё более слепыми и уши глухими, чтобы народ этот не обратился и не получил исцеления, и это за то, что, по своей греховности, он не желает ничего видеть и слышать. Народ походит на безнадёжного преступника, которого не трогают никакие речи, он не поддаётся никаким убеждениям. Поэтому невнимание к речи пророка служит для народа само по себе одним из наказаний. Речь эта не будет спасительна для народа, но послужит средством для его осуждения и обличения. В оправдание своё народ не может ссылаться на то, что ему ничего не говорилось. Таков смысл подлинной речи Исайи, приложенной теперь Спасителем к еврейскому народу. За невнимание к Своим словам и нежелание на деле исполнять их Христос теперь возвещает суд людям, сердце которых сделалось чёрствым и огрубело. Эти люди, добавляет св. Златоуст, «не только не веровали в Него, но и поносили, и обвиняли, и злоумышляли против Него. Сначала Он не притчами говорил им, но просто и ясно. Но так как они стали неохотно слушать Его, то Он, наконец, стал говорить им притчами. Итак, они сами были причиною того, что не понимали, заградив слух, закрыв глаза и ожесточив сердце. И делали это, говорит Господь, для того, чтобы не обратиться, иЯ исцелил их, – показывая тем их закоснение во зле и намеренное отвращение от Него. Он говорит это с тем, чтобы привлечь их и показать им, что если они обратятся, Он исцелит их; они могут и обратиться, и спастись, если раскаются, и что Он делает всё не для собственной славы, но для их спасения. Если бы Он не желал, чтобы они слушали Его и спасались, то надлежало бы Ему молчать, а не поучать их в притчах».

 Блаж. Феофилакт Болгарский добавляет: «Бог даёт всем естественную способность разуметь должное. Он просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин.1,9), а омрачает нас наша воля».

 16. Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат,

 17. ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.

 Здесь разумеются вообще пророки, которые возвещали о Грядущем Избавителе и, конечно, сами желали Его видеть. Св. Иоанн Златоуст обличает неверующих иудеев, возвышая учеников Христовых: «И иудеи ведь, подобно ученикам, могли приходить и спрашивать Его. Но они не хотели делать этого по своему нерадению и беспечности. Они даже поступали вопреки Ему: не только не веровали, не только не слушали, но и враждовали против Него, и отворачивались от Его учения. Но не таковы были ученики: хотя и воспитаны были в том же законе, что все иудеи, но однако удостоились от Господа названия блаженных, потому что хорошо был укреплён в них корень добра, т.е. разум и воля. Христос ставит учеников Своих выше не только развращённых иудеев, но и самих ветхозаветных праведников, – они и этих последних, говорит, блаженнее. Почему же? Потому, что ученики видят не только то, чего не видели иудеи, но и то, что желали видеть праведники. Последние созерцали только верою, а ученики – лицом к лицу, и гораздо яснее».

 18. Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле:

 19. ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его – вот кого означает посеянное при дороге.

 20. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;

 21. но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.

 22. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.

 23. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

 Семя одно и то же везде и для всех; но семя не вырастает без земли, и земля не рождает без семени; рост или гибель семени бывает следствием удобства или неудобства земли, под которой подразумеваются души человеческие.

 Св. Иоанн Златоуст говорит, что по милосердию Своему Господь не один только указал путь к спасению и не сказал, что всякий, кто не принесёт сторичного плода, погибнет, «спасётся, говорит Он, и тот, кто принесёт плод в шестьдесят крат, и даже кто в тридцать. Это для того Он сказал, чтобы облегчить нам путь к спасению. Итак, не можешь переносить трудного состояния девства? Вступи в брак и живи целомудренно. Не можешь совершенно расстаться с богатством? Уделяй часть от имения твоего нуждающимся. Для тебя трудно и это бремя? Раздели со Христом имение твоё. Не хочешь отдать Ему всего? Отдай, по крайней мере, половину, или третью часть. Он твой брат и сонаследник на небесах, так сделай Его сонаследником и здесь. Ему давать – значит себе давать».

 24. Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своём;

 25. когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл;

 26. когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.

 27. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: «господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоём? откуда же на нём плевелы?»

 28. Он же сказал им: «враг человек сделал это». А рабы сказали ему: «хочешь ли, мы пойдём, выберем их?»

 29. Но он сказал: «нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,

 30. оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою».

……………………………………………………………………..

 36. Тогда Иисус, отпустив народ, вошёл в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.

 37. Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;

 38. поле есть мир; доброе семя – это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого;

 39. враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.

 40. Посему как собирают плевелы и огнём сжигают, так будет при кончине века сего:

 41. пошлёт Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,

 42. и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;

 43. тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!

 Царство Небесное – земная Церковь, основанная сошедшим с небес Сыном Божиим и приводящая людей к небу, подобна «человеку, посеявшему доброе семя на поле своём». Далее Господь указывает на хитрость врага: ночью сын тьмы – диавол пришёл и посеял плевелы, то есть сорные травы, которые, пока малы, всходами своими очень похожи на пшеницу, а когда вырастут и начинают уже отличаться от пшеницы, то выдёргивание их сопряжено с опасностью для корней пшеницы. Учение Христово сеется по всему миру, но и диавол своими соблазнами сеет зло среди людей. На обширной ниве мира живут поэтому вместе с достойными сынами Отца Небесного (пшеницею) и сыны лукавого (плевелы). Господь терпит их, оставляя их до «жатвы», то есть до Страшного Суда, когда жнецы, то есть Ангелы Божии, соберут плевелы, то есть всех, делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную, на вечные адские муки; пшеницу же, то есть праведников, Господь повелит собрать в житницу Свою, то есть в Царствие Своё Небесное, где праведники просияют, как солнце.

 Св. Иоанн Златоуст, сравнивая две притчи Христовых, говорит: «Какая разница между этой притчей и предыдущей? Там Спаситель говорил о людях, которые без внимания Его слушали, а отойдя, и само семя выбросили; здесь же указывает на еретические учения. Чтобы ученики не смущались и этим, Христос, после того как объяснил им, для чего говорит притчами, предсказывает и о еретиках-сектантах. Первая притча показывала, что слово Его не принято; а второю даётся знать, что вместе со словом приняты и вредящие Его слову учения. Таково одно из ухищрений диавола, что он к самой истине всегда примешивает заблуждение, приукрашивая его разными подобиями истины, чтобы легче было обмануть легковерных. Вот почему и Господь называет посеянное врагом не каким-нибудь семенем, а плевелами, которые на вид походят на пшеницу.

 Диавола Господь именует врагом-человеком потому, что он вредит людям. Он желает вредить нам, хотя это желание произошло не от вражды на нас, а от вражды на Бога. Отсюда ясно, что Бог любит нас больше, нежели мы сами себя. Посмотри и с другой стороны, какова злоба диавола. Он не сеял прежде, потому что нечего было губить. Но когда уже всё засеяно, сеет и он, чтобы испортить то, что стоило многих трудов земледельцу. Заметь также усердие слуг (верных служителей Христовых): они сейчас же готовы выдергать плевелы, хотя это и не совсем осмотрительно. Таким образом они показывают свою заботу о посеянном; они имеют в виду не то, чтобы был наказан всеявший плевелы, а единственно то, чтобы не погибло посеянное их господином. Впрочем, избрав средство, они не осмеливаются сами собою привести его в исполнение, но ожидают приговора от господина. Что же отвечает им господин? Запрещает, чтобы, выбирая плевелы, не выдергать вместе с ними пшеницы. Этими словами Христос запрещает войны, кровопролития и убийства. И еретиков убивать нельзя, иначе это даст повод к непримиримой войне».

 «Итак, – продолжает Златоуст, – если Сам Христос есть сеятель, сеет на собственном поле и с Своего царства собирает, то ясно, что этот мир Ему принадлежит. Подумай, как велико Его человеколюбие, как Он готов благотворить и как далёк от того, чтобы наказывать! Когда сеет, то сеет Сам; когда же наказывает, то наказывает через других, именно, через ангелов. «Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их». Это не значит, что они будут светиться, точно как солнце. Но так как мы не знаем другого светила, которое было бы ярче солнца, то Господь употребляет образы для нас известные». А блаж. Феофилакт Болгарский добавляет: «Поскольку Солнце правды есть Христос, то праведники просветятся тогда подобно Христу, ибо говорится, что они будут как боги».

 Разъяснение этой притчи Спасителем только Своим ученикам, а не всему народу, объясняется тем, что притча эта носит эсхатологический характер (т.е. говорит о втором пришествии Господа Иисуса Христа в конце времён). Действительно, здесь упоминается о «Сыне Человеческом», как о будущем Судье всего человечества, и всё это было бы непонятно простому народу. Придя на землю по окончании времён, пишет блаж. Феофилакт Болгарский: «Господь скажет Ангелам «соберите прежде плевелы», то есть еретиков-сектантов и лукавых людей. Как же? В снопы, то есть связав им руки и ноги, так как в то время никто не сможет делать ни доброго, ни худого, но всякая деятельная сила будет связана».

 31. Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём,

 32. которое хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

 На Востоке горчичное растение достигает величины громадных размеров, хотя зерно его чрезвычайно мало. У евреев того времени была даже поговорка: «Мал, как горчичное семечко». Смысл притчи состоит в том, что начало Царства Божия почти не видно, мало заметно, но сила, в нём сокрытая, побеждает все препятствия и преобразует его в Царство великое и всесильное.

 «Этою притчею, – говорит св. Златоуст, – Господь хотел показать образ распространения проповеди евангельской». Ведь и ученики Христовы, хотя и были простыми некнижными людьми, в начале даже малыми в вере, но сила Христова, в них действовавшая, была так велика, что проповедь их распространилась во все концы земли. Церковь Христова, в начале малая, для мира неприметная, распространилась на земле так, что множество народов, как птицы небесные в ветвях горчичного дерева, укрываются под сенью её. Точно так же бывает и в душе каждого человека: веяние благодати Божией, в начале едва приметное, всё более и более охватывает душу, которая и делается потом вместилищем разнообразных добродетелей.

 Блаж. Феофилакт Болгарский, обращаясь к каждому из нас, советует: «Будь же и ты горчичным зерном, по виду малым. Ибо не должно хвалиться добрыми делами, но должно быть горячим, ревностным, проворным и обличительным, а не ласкателем и лицемером. В таком случае ты сделаешься больше других несовершенных людей, так что птицы небесные, то есть ангелы будут пребывать с тобой, как с человеком, ведущем ангельскую жизнь, ибо они радуются о праведных».

 33. Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

 34. Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им,

 35. да сбудется реченное через пророка, который говорит: «отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира».

 В предыдущих притчах изображается внешняя сила роста Царства Небесного – под образами семени, и препятствия на пути к его распространению – под образом плевел. А в этой притче и в следующих изображаются внутренняя сила роста и влияние на людей этого Царства. Здесь – под видом закваски (т.е. дрожжей), которую женщина, чтобы испечь хлебы, положила в три меры (определённое количество) муки.

 Св. Иоанн Златоуст говорит: «Как закваска над большим количеством муки производит то, что муке передаётся сила закваски, так и апостолы будут преобразовывать целый мир. Обрати внимание на смысл: Господь избирает для образа то, что бывает в природе, чтобы показать, что слово Его так же непреложно, как и видимое в природе, происходящее по её законам».

 Невосприимчивой к высоким истинам толпе Спаситель всегда говорил загадочно. Он никогда не был ей совершенно понятен. Поэтому евангелист Матфей, чтобы показать, что проповедовать в притчах не является чем-то новым, приводит здесь цитату из 77-го псалма, подписанного именем Асафа. Как Асаф, так и другие лица, именами которых были подписаны псалмы, вместе с Давидом назывались пророками. Св. Иоанн Златоуст объясняет, что Христос говорил притчами не для того, чтобы оставить слушателей в непонимании, а для того, чтобы возбудить их к вопросам, т.е. к элементарному любопытству. «И однако же, – продолжает Златоуст, – никто не спросил Его, хотя пророков спрашивали часто, как например, Иезекииля и многих других. Теперь не предложили Ему ни одного вопроса, хотя сказанного достаточно было для того, чтобы озаботить слушателей и побудить их к вопросам. Даже угроза величайшим наказанием, высказанная в притчах, не произвела на них никакого впечатления. Вот почему Господь оставил их и ушёл. И ни один из книжников не последовал за Ним. Отсюда видно, что они ходили за Христом единственно с намерением уловить Его в слове. Но так как теперь они не понимали того, что было сказано, то и оставили Его».

 44. Ещё: подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нём идёт и продаёт всё, что имеет, и покупает поле то.

 Человек узнал о кладе, который находится в не принадлежащем ему поле. Чтобы воспользоваться этим кладом, он прикрывает его землёй, продаёт всё, что имеет, покупает это поле и тогда вступает в обладание кладом. Подобный клад с драгоценностями представляет для мудрого человека и Царство Божие, понимаемое как внутреннее освящение и получение неизреченных духовных даров. То есть, евангельская весть о Царстве так привлекательна, что человек отдаёт всё, что имеет, чтобы услышать эту весть.

 Блаж. Феофилакт Болгарский так разъясняет эту притчу: «Поле – мир, сокровище – проповедь веры и познание о Христе. Оно скрыто в мире. Ищущий знания о Боге находит его, и всё, что имеет, то есть и языческие учения, и злые нравы, и богатства, тотчас бросает и покупает поле, то есть мир. Ибо тот, кто познал Христа, владеет достоянием всего мира, как собственностью, не имея ничего, обладает всем».

 45. Ещё: подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,

 46. который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и купил её.

 Хорошие жемчужины, которых ищет купец, по словам преподобного Иеронима Стридонского, суть закон и пророки, а драгоценнейшая жемчужина есть познание Спасителя и таинств Его страдания и воскресения.

 Блаж. Феофилакт Болгарский говорит о той же притче: «Нынешняя жизнь есть море; купцы суть те, которые странствуют по этому морю и стараются приобрести какое-либо знание. Мнения многих мудрецов представляют собой многие жемчужины; но одна только драгоценная жемчужина, ибо одна истина, которая есть Христос».

 Отсюда сделаем вывод: для приобретения Царства Небесного как высочайшей драгоценности для человека надо жертвовать всем, всеми своими благами, какими только обладаешь.

 47. Ещё: подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,

 48. который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.

 49. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,

 50. и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.

 Эта притча имеет объяснение. Море – мир, невод – учение веры, рыбаки – апостолы и их преемники. Этот невод и собрал рыб, т.е. людей всякого рода – варваров, еллинов, иудеев, блудников, мытарей, разбойников. Под образом берега и разбора рыбы разумеется конец времён и Страшный Суд, когда праведники будут отделены от грешников, как хорошая рыба в неводе отделяется от негодной.

 Толкуя притчи Христовы, надо всегда иметь в виду, что Господь брал примеры не вымышленные, а из повседневной жизни Своих слушателей, и поступал так, по объяснению св. Иоанна Златоуста, для того, чтобы сделать слова Свои более выразительными, облечь истину в живой образ, глубже запечатлеть её в человеческой памяти. Поэтому в притчах надо искать сходства, подобия только в общем, а не в частностях, не в каждом слове, в отдельности взятом. Кроме того, конечно, каждую притчу надо понимать, связывая её с другими, однородными, и с общим духом учения Христова.

 Важно отметить, что в Своих проповедях и притчах Господь Иисус Христос весьма точно разграничивает понятие Царства Небесного от понятия Царства Божия. Царством Небесным Он называет то вечное блаженное состояние праведных людей, которое откроется для них в будущей жизни после конечного Страшного Суда. Царством Божиим Он называет основанное Им на земле Царство верующих в Него и стремящихся творить волю Отца Небесного. Это Царство Божие, открывшееся с приходом Христа Спасителя на землю, неприметным образом вселяется в души людей и подготовляет их на земле к наследованию открывающегося при конце времён Царства Небесного. Раскрытию этих понятий и посвящены данные притчи.

 Блаж. Феофилакт Болгарский заключает: «Поистине страшна сия притча, ибо показывает, что если мы и имеем веру, но не ведём доброй жизни, ввержены будем в огонь. Так, хотя мы и веровали, но если окажемся при этом без добрых дел, извержены будем; напротив, те, которые имеют добрые дела, сложены будут в сосуды, то есть наследуют вечные жилища (вечную жизнь). Всякое действие, доброе ли то, или злое, есть пища души; потому и душа имеет свои мысленные зубы. Ими-то она будет скрежетать тогда, сокрушая таким образом свои деятельные силы за то, что, имевши возможность делать добро, не делала, а, напротив, больше творила зло».

 51. И спросил их Иисус: поняли ли вы всё это? Они говорят Ему: так, Господи!

 52. Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.

 53. И, когда окончил Иисус притчи сии, пошёл оттуда.

 Когда на вопрос ученикам, поняли ли они всё сказанное, апостолы ответили Господу утвердительно, Он назвал их «книжниками», но не теми книжниками-иудеями, враждебными Ему, которые знали только «старое ветхозаветное» учение, да и то искажали, извращали, понимая и толкуя превратно, а книжниками, наученными Царству Небесному, способными быть проповедниками этого Царства Небесного. Наученные Господом Иисусом Христом, они знают теперь и «старое» пророчество, и «новое» учение Христово о Царстве Небесном и смогут в деле предстоящей им проповеди, как домовитый хозяин, выносящий из сокровищницы своей старое и новое, пользоваться, по мере надобности, тем или другим. Так и все преемники апостолов в деле своей проповеди должны пользоваться и Ветхим, и Новым Заветом, ибо истины и того, и другого Богооткровенны.

 54. И, придя в отечество Своё, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?

 55. Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?

 56. И сёстры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?

 57. И соблазнялись о Нём. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём и в доме своём.

 58. И не совершил там многих чудес по неверию их.

 Спаситель приходит в Назарет, родной город Его Матери, место, где Он был воспитан. Там Он учил соотечественников Своих в синагоге так, что те удивлялись. Это было не то удивление, которое Он встречал в других местах, где проповедовал, а удивление, соединённое с презрением: «Не плотников ли Он сын?» Жители Назарета или не знали, или не верили чудесному воплощению и рождению Иисуса Христа, считая Его просто сыном Иосифа и Марии. Но это не оправдывает жителей Назарета, ибо и в прежние времена много было случаев, когда у незнатных родителей рождались ставшие потом славными и знаменитыми дети. Таковы были Давид, родившийся в семье незнатного земледельца, пророк Амос, отец которого был пастухом коз, Моисей и др. Они скорее должны были благоговеть перед Христом потому, что Он, имея простых родителей, обнаруживал такую премудрость, которая ясно показывала, что она не от человеческого обучения, а от Божественной благодати. Это было, конечно от обычной свойственной людям зависти, которая всегда лукава. Люди часто с завистью и ненавистью смотрят на тех, кто выйдя из их среды, обнаруживает необыкновенные дарования и становится выше. Может быть поэтому Его товарищи по делам житейским и сверстники, с которыми Он постоянно общался, не хотели признать в Нём необыкновенного Человека. То есть люди часто обращают больше внимания не на то, что им проповедуется, а на того, кто проповедует, и если они привыкли видеть того, кто удостоился Божественного избрания и призвания, обыкновенным человеком в их среде, то и продолжают смотреть на него по-прежнему, не веря его словам как словам пророка.

 Св. апостол Иаков в своём Соборном послании христианам пишет, что: «если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская. Ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое» (Иак.3,14-16). Со словом «зависть» ассоциируется что-то чёрное, съедающее душу. Но такова и есть зависть. Она производит в душе человека завистливого печаль от счастья других людей, вызывает досаду при виде чужого добра. В полном своём развитии зависть есть постоянное злое чувство в душе, которое направлено против одного или многих лиц.

 Следуя библейской истории, зависть мы видим первой из страстей человеческих вслед за грехопадением прародителей в раю. Она встречается нам в самой первой семье. Каин позавидовал своему брату Авелю, и – зависть его разразилась новым страшным грехом – братоубийством. Зависть начинается каждый раз оттого, что завистливый человек увидит или услышит что-либо лучшее в положении других, чем сам не владеет. Например, видит он, как другой строит себе большой дом, и начинает завидовать; встречает равного себе, но более трудолюбивого, а потому и более способного и талантливого, и скорбит от зависти; слышит, как хвалят другого или хотят возвысить известного человека, и – вдруг будто кто-то уколет его в самое сердце. Именно через зрение и слух появляется каждый раз зависть.

 Скажут: «мы не завидуем, а только не можем мириться с тем, как недостойные люди везде успевают, как они не по своим заслугам получают должности, награды илы выгоды в жизни». Но забывают, что Господь наш Иисус Христос сказал по этому поводу: «от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут». (Лк.12,48). «Потребует» и «взыщет» Бог на Своём суде.

 Св. Иоанн Златоуст советует всем: «Станем благодарить Бога за благодеяния, оказанные не только нам, но и другим. Таким образом мы истребим зависть, утвердим любовь и сделаем её более искренней».

 Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит, что «и братья Его не веровали в Него» (Ин.7,5). Братья и сёстры у Иисуса Христа были сводными, они были детьми праведного старца Иосифа, обручника Девы Марии, которых родила ему жена брата его Клеопы. Так как Клеопа умер бездетным, то праведный Иосиф по закону ужичества взял жену его за себя, и у них родилось шестеро детей: четыре сына и две дочери. Дочерей звали Мария, которая по закону Моисееву называлась дочерью Клеопы, и Саломия. После воскресения из мёртвых Спасителя все они уверовали в Него и стали проповедниками веры Христовой наряду с другими учениками Господа. Иаков впоследствии был апостолом и первым епископом Иерусалимской Церкви. После него епископом этой Церкви стал его брат Иуда. За ним – Симон, который пострадал при римском императоре Траяне, окончив жизнь почти тою же смертью, какую претерпел Господь Иисус Христос. Симон был старше Спасителя на 11 лет. О втором брате Спасителя Иосии из церковной истории ничего не известно. Не известно ничего и о судьбе сестёр Христовых.

 Нигде Христос не находил столько противления Себе и Своему учению, как в родном Своём городе, где даже пытались умертвить Его (Лк.4,28-29). «И не совершил там многих чудес по неверию их», ибо совершение чудес зависит не только от силы Божией чудотворящей, но и от веры людей, над которыми чудеса совершаются. Св. Иоанн Златоуст объясняет, почему Спаситель не совершает здесь чудес: «чтобы не возжечь в иудеях большей зависти, и чтобы не осудить их строже за умножившееся неверие».

(3276)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *