Евангелие от Матфея, толкование текста. Глава 12

 1. В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть.

 2. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.

 События, о которых рассказывает здесь Матфей, совершились во второй год служения Иисуса Христа (или перед иудейской пасхой, или вскоре после неё: если была жатва ячменя, то – незадолго до пасхи; если пшеницы, то вскоре после пасхи). До страданий и смерти Спасителя оставался целый год.

 Христос проходил с учениками по засеянным полям в субботу. Едва ли это путешествие по полям было совершено намеренно, чтобы показать, что Спаситель нарушает отеческие законы, и чтобы ученики Его срыванием колосьев нарушили закон о субботе. Срывание колосьев на чужом поле не только не запрещалось в законе, как воровство или похищение чужой собственности, но прямо дозволялось: «Когда придёшь на жатву ближнего твоего, срывай колосья руками твоими, но серпа не заноси на жатву ближнего твоего» (Втор.23,25). Фарисеи обвиняли учеников не за то, что они срывали колосья и ели, а за то, что это происходило в субботу. Срывание и растирание колосьев для отделения зёрен от шелухи приравнивалось к молотьбе зёрен, которая была одной из 39-ти рядовых работ, запрещённых в субботу. Фарисеи, очевидно, наблюдали за Спасителем, хотя по тону евангельского рассказа можно судить, что настоящая встреча имела несколько случайный характер. Ученики Христа, как видно из Его дальнейших слов, были голодны и потому начали срывать колосья. Фарисеи почли это нарушением субботнего покоя, не упустив случая упрекнуть Господа за то, что Он дозволяет ученикам это делать.

 Св. Иоанн Златоуст особенно обращает внимание на учеников Христовых: «Но ты лучше подивись ученикам, которые настолько были воздержаны, что вовсе не имели попечения о вещах телесных, но мимоходом приобщались телесной трапезы, и, несмотря на то, что всегда испытывали голод, не отступали от Христа. Как же защищает учеников Своих Иисус?» – спрашивает Златоуст.

 3. Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?

 4. Как он вошёл в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?

 5. Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?

 6. Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма;

 7. если бы вы знали, что значит: «милости хочу, а не жертвы», то не осудили бы невиновных,

 8. ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.

 Спаситель в Своём ответе фарисеям ссылается на изложенную в 1-й книге Царств (21 глава, стихи 2-6) известную историю о том, как пророк Давид, спасаясь от Саула, прибыл в Номву, где была тогда скиния (ветхозаветная иудейская церковь), и попросил священника Ахимелеха дать ему и бывшим с ним хлеба, потому что все они были голодны.

 Блаж. Феофилакт Болгарский разъясняет: «Под хлебами предложения разумеются те 12 хлебов, которые полагались на священной трапезе каждый день, – 6 на правой стороне трапезы и 6 на левой. Хотя Давид был и пророк, однако не должно было есть эти хлеба ни ему, ни тем более бывшим при нём: их могли есть одни священники. Впрочем, по причине голода он заслужил прощение. Так и здесь ученики».

 Нарушение закона не заключалось в том, что хлебы были даны Давиду в субботу, а в том, что они были священными, их не дозволено было есть мирянам, а только одним священникам, к которым ни сам Давид, ни его люди не принадлежали. Действие Давида не было нарушением субботнего закона, а было нарушением закона о храме (скинии). Но храм и суббота были равны по святости.

 Оправдав поступок Своих учеников, Господь открывает затем ложное понимание фарисеями требований закона Божия. Если бы фарисеи понимали, что сострадательная любовь к голодному выше древних преданий и обрядовых обычаев, то не осудили бы невинных, срывающих колосья ради утоления голода. Не человек создан для соблюдения субботы, а суббота дана человеку для его пользы, а потому человек, его жизнь и здоровье, важнее, чем закон о субботе. А что закон о субботе не есть полное запрещение что-либо делать вообще, это видно из того, что иудейские священники в храме по субботам убивают жертвенных животных, снимают с них кожу, приготавливают их к принесению в жертву и сжигают их, и, однако, невиновны в нарушении субботнего покоя. Если служители храма невиновны в том, что нарушают покой субботнего дня, то тем более невиновны служители Того, Кто больше храма и Кто Сам есть Господин и субботы, имеющий власть отменить закон о субботе, который Он Сам и установил.

 Даже в ветхозаветном законе, который был дан жестокосердным евреям, милость ставилась выше жертв. Спаситель ссылается на заповедь Божию, изложенную пророком Осией: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос.6,6). Фарисеи осуждали учеников Христовых не по причине незнания ими Писаний, а от недостатка сердечной любви.

 Св. Иоанн Златоуст в этой связи размышляет над законом Божиим: «Многую и великую пользу вначале приносила суббота; например, делала людей кроткими, человеколюбивыми к ближним; приводила их к познанию Промысла Божия и, мало-помалу, как говорит пророк Иезекииль, научала их удаляться от зла и располагала к духовной жизни (Иезек.20). Если бы Положивший закон о субботе сказал им: делайте доброе в субботу, а злого не делайте, они не удержались бы и от зла. Поэтому и предписан общий закон: не делайте ничего. Но настало время научиться всему посредством возвышеннейших предметов, и уже не было нужды связывать руки того, кто, освободившись от злобы, стремится ко всему доброму; уже не было нужды быть кроткими, исполняя букву закона, тем, кто призывается к подражанию Самому Богу: Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк.6,36)».

 Блаж. Феофилакт Болгарский добавляет о христианах, как более крепких в вере, нежели ветхозаветные иудеи: «Господь особенно заповедал в день воскресный ходить в храмы Божии на молитву и заниматься чтением Божественных Писаний, что составляет духовную жертву», и не запретил им и прочих добрых дел, – заключает Феофилакт.

 9. И, отойдя оттуда, вошёл Он в синагогу их.

 10. И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?

 Книжники и фарисеи, видимо, повсюду сопровождали Спасителя с целью обличить Его в нарушении Моисеева закона о субботнем покое. И вопрос был задан ими для этого. Если бы Он исцелил человека с сухой рукой в субботу, то оказался бы виновен в нарушении субботы. Если бы не исцелил, то обвинили бы Его в ложных чудесах, которые Он делал раньше, или в бесчеловечности. Но Господь, по словам св. Иоанна Златоуста, и исцеление совершает и в бесчеловечности врагов Своих обвиняет.

 11. Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадёт в яму, не возьмёт её и не вытащит?

 12. Сколько же лучше человек овцы! Итак, можно в субботы делать добро.

 13. Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая.

 14. Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда.

 Поставив фарисеям вопрос, Спаситель показал, что по Его мнению дела милосердия важнее соблюдения закона о субботнем покое, и, что вообще, ради дел благотворения, этот покой прерывать дозволительно.

 Св. Иоанн Златоуст замечает о фарисеях, что Христос «знал, что они больше корыстолюбивы, нежели человеколюбивы. Тогда как человек получал здравие, они от исцеления его делались только хуже. Он прежде сухорукого хотел уврачевать их», но их болезнь была неизлечима. Что же это за болезнь такая страшная, что «не будучи ничем обижены, они хотели убить Его»? Святитель говорит, что это зависть: «Вот какое зло – зависть! Не только против чужих, но и против своих всегда враждует. Что же делает тихий и кроткий Иисус? Узнав об этом, Он удаляется оттуда».

 Блаж. Феофилакт Болгарский уточняет: «О зависть! Когда кто-то получает благодеяния, тогда особенно неистовствуют. Христос уходит, потому что ещё не настало время страдания, и вместе с тем щадя фарисеев, да не впадут в грех убийства: ввергать себя в опасность без нужды есть дело небогоугодное. Вникни при этом в слова «выйдя, имели совещание против Него»: они тогда стали совещаться о погублении Иисуса, когда ушли от Бога; ибо никто пребывающий в Боге не замышляет подобных дел».

 15. И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех

 16. и запретил им объявлять о Нём,

 17. да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:

 18. «се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;

 19. не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его;

 20. трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы;

 21. и на имя Его будут уповать народы».

 На Христа смотрели теперь, как на Великого Чудотворца и Учителя, и поэтому было естественно, что по удалении Господа из синагоги, в которой Он исцелил сухорукого человека, за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи и даже из языческих стран, и Он совершил весьма много чудесных исцелений, запрещая, однако, разглашать о Нём повсюду. В этом св. Матфей видит исполнение пророчества Исаии (гл.42, ст.1-4) о Возлюбленном Отроке Божием. В этом пророчестве, несомненно относящемся к Мессии, пророк прославляет кротость и смирение Христа. Приводя это пророчество, св. Матфей хочет показать иудеям, что их представления о Мессии как о земном царе-завоевателе, который возвеличит еврейское царство и будет с внешним блеском и славою царствовать на престоле Давидовом, ложны, что ветхозаветные пророки возвещали о Мессии кротком и смиренном, Царство Которого будет не от мира сего, но Который тем не менее даст закон всем язычникам, и на имя Его будут уповать народы.

 Пророк Исаия изображает будущего Мессию не по Божественной ипостаси, а как Человека, Который возвестит народам правду (справедливость). Трость надломленная – это всякое сокрушенное, растерзанное человеческое сердце, лён курящийся – следы стремления человека к добру, к Богу, покаянное чувство грешника, которое всегда принимается Богом, как бы мало оно ни было.

 22. Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть.

 23. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?

 Блаж. Феофилакт Болгарский замечает: «Демон заградил все пути, ведущие к вере, — и зрение, и слух, и язык, но Иисус исцеляет» этого человека «и называется от народа сыном Давидовым; ибо Христа ожидали от семени Давидова. Если и ныне случится тебе видеть, что иной ни сам не разумеет добра и не принимает слов другого, то почитай его слепым, немым и глухим, и помолись о нём, да исцелит его Христос, коснувшись сердца его».

 Вся деятельность Христа, Его учение и чудеса указывали на то, чтобы все признали в Нём избранного Богом-Отцом возлюбленного Отрока Своего, о Котором пророчествовал Исаия. Но несмотря на такие очевидные доказательства высшего достоинства Спасителя, даже следовавший за Ним народ колебался, не решался признавать в Нём Мессию, он склонялся к мысли, что Христос – сын Давидов, а фарисеи начали приписывать чудеса Иисуса Христа бесовской силе.

 24. Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.

 25. Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.

 26. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?

 27. И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями.

 28. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.

 29. Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его.

 Блаж. Феофилакт Болгарский замечает: «Хотя Господь и удалился от них (фарисеев), но они издали слыша, что Он делал людям благодеяния, клеветали на Него. Значит, они так были враждебны к человеческой природе, как сам диавол».

 Фарисеи возводили клевету на Спасителя, обвиняя Его в том, что Он изгоняет бесов сообща с веельзевулом, князем бесовским. Веельзевул во всяком случае считался злейшим и вместе с тем грязнейшим из демонских начальников. Поэтому и обвинение Христа в связи с ним было грязным и, как казалось фарисеям, особенно язвительным. Оно имело целью отвлечь от Иисуса народ и вызвать вражду к Его деятельности, учению и чудесам.

 Св. Иоанн Златоуст обращает внимание на ненависть фарисеев к Спасителю: диавол «вышел из тела, пошёл и убежал, ничего не говоря; а они то покушаются умертвить Его, то стараются оклеветать; когда не удалось им сделать первого, то хотят очернить Его славу».

 И далее Златоуст говорит о грехе зависти: «Нет зла хуже зависти! Блудник, например, по крайней мере получает некоторое удовольствие, и в короткое время совершает свой грех; а завистливый мучит и терзает себя и никогда не оставляет своего греха, но всегда остаётся в нём. Свинья любит валяться в грязи, демоны – вредить нам; так и завистливый радуется несчастью ближнего. Когда случится с ближним что-либо неприятное, тогда он рад и весел, почитая чужие несчастья своим счастьем, а благополучие других своим горем и ищет не того, что ему могло бы быть приятно, но того, что ближнего может опечалить. Такие люди не достойны ли того, чтобы побить их камнями и замучить, как бешеных собак, как злобных демонов? Как жуки питаются навозом, так и они, будучи некоторым образом врагами и противниками природы, находят для себя пищу в несчастьях других. Другие жалеют и бессловесное животное, когда его убивают, а завистник неистовствует, дрожит и бледнеет, видя человека благополучным. Может ли быть что хуже такого бешенства? Зависть превращает человека в диавола и делает его лютым демоном. От неё произошло первое в человеческой истории убийство, от неё осквернена земля. Как же можем мы освободиться от этого порока? Плачь и сокрушайся, рыдай и моли Бога; научись относиться к зависти, как к тяжкому греху, и не переставай каяться в нём. Если так поступишь, – заключает Златоуст, – то вскоре исцелишься от этого недуга».

 Далее св. Иоанн Златоуст напоминает, что «фарисеи и прежде обвиняли Иисуса в том, что Он изгоняет бесов силою веельзевула. Но Он тогда не обличал их, чтобы дать им время ещё из больших чудес познать Его силу, и из учения Его величие. Но так как они не переставали говорить о Нём то же, то Он, наконец, обличает их со свойственной Ему кротостью, научая нас поступать кротко с врагами. И если бы они обвиняли нас в том, в чём мы были бы невиновны, – то не смущаться и не терять спокойствия духа, но со всяким долготерпением защищать себя пред ними. Так поступил Спаситель и с фарисеями. Имеющему беса несвойственно было показывать столь великую кротость и знать тайные помышления. Итак, если Я, имея в Себе беса, посредством его изгоняю других бесов, то значит между бесами несогласие и распря, и они восстают друг на друга, значит, их сила погибла и разрушилась. И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Смотри, с какою кротостью и здесь Он говорит им. Он не сказал: ученики Мои, или апостолы; но: сыновья ваши, – чтобы, если фарисеи захотят мыслить столь же благородно, как Его ученики, подать им к тому случай; а если они пребудут в прежней неблагодарности и не оставят своего бесстыдства, лишить их всякого оправдания. Апостолы уже изгоняли бесов, получив на то власть от Спасителя; но фарисеи не обвиняли их. Они вооружились не против дел, но против Личности. Поэтому Христос, желая показать, что одна зависть является причиной их обвинения, указывает на апостолов. Если Я, как вы говорите, изгоняю бесов силою веельзевула, то тем более они, как получившие на то власть от Меня. Почему же вы Меня, даровавшего им такую власть, обвиняете, а их освобождаете от обвинений? Впрочем, это не избавит вас от наказания, но подвергнет даже ещё большему. Потому-то Спаситель и присовокупил: они будут вам судьями. Если ученики Мои, будучи одного с вами рода и получив одинаковое образование, веруют в Меня и повинуются Мне, то очевидно, что они осудят тех, которые делают и говорят противное». То есть на Страшном Суде изобличат фарисеев в злонамеренном извращении истины.

 Св. Иоанн Златоуст и блаж. Феофилакт Болгарский называют пришествие Христово в мир Царствием Божием, которое достигло всех.

 Златоуст так объясняет последующие слова Спасителя: «Вам, – говорит Христос, – надо бы радоваться и ликовать, что Я пришёл даровать те великие и неизреченные блага, о которых возвещали древние пророки, и что настало время вашего благоденствия; а вы поступаете наоборот, и не только не принимаете благ, но ещё клевещете и выдумываете ложные обвинения на Того, Кто предлагает вам их. Сын Божий пришёл, и бесы изгоняются Его Божественной силой. Сатана не может ныне быть сильным; он сделался слабым. Я, – говорит Спаситель, – не только не хочу иметь ничего общего с диаволом, но веду с ним войну и связываю его; доказательством служит то, что Я расхитил сосуды его. Фарисеи хотели доказать, что Он не Своею властью изгоняет бесов, а Он, напротив, доказывает, что не только бесов, но и самого их начальника прежде всего Он связал по Своей власти и победил собственною Своею силою. Если диавол есть начальник, а бесы его подчинённые, то как можно пленить этих последних, когда он сам не будет побеждён и покорён? Не только бесы суть сосуды диавола, но и люди, творящие его дела. Христос называет сатану сильным не потому, что он таков по природе, – нет! – но указывая на его прежнюю большую власть, какую он имел над нами по нашей беспечности», – заключает Златоуст.

 30. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

 К Иисусу Христу не может быть нейтрального отношения. Кто не с Ним, тот против Него. В нравственной сфере человек должен быть или прав, или неправ. Среднего положения нет. Христос всегда абсолютно прав. Собирание без Христа не приносит собирающему никакой пользы; оно приравнивается даже к расточению, разбрасыванию и может приносить собирающему только убыток и беспокойство.

 Св. Иоанн Златоуст так толкует эти слова Спасителя: «Какое Моё намерение? – говорит Христос. Привести людей к Богу, научить их добру, возвестить им Царствие. А чего хотят диавол и бесы? Противоположного этому. Итак, каким же образом тот, кто не собирает со Мною и кто не за Меня, будет помогать Мне? Если не содействующий Христу называется врагом, то тем более врагом будет тот, кто вооружается против Него. А всё это Он говорит для того, чтобы показать великую и непримиримую вражду Свою с диаволом. Мне кажется, что здесь Христос намекает и на иудеев, поставляя их вместе с диаволом. И они были против Него, и расточали то, что Он собирал».

 Следовательно, можем сделать вывод: кто из знающих и слышащих учение Христово не становится на Его сторону, тот уже враг Его.

 31. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;

 32. если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

 Милосердие Божие бесконечно, и нет греха, который победил бы его. Но кто упорно отвергает само это милосердие, кто упорно противится самой спасающей благодати Божией, для того нет милосердия, грех такого человека остаётся непрощённым (например, самоубийство), и он погибает. Это намеренное противление спасающей благодати Божией, которая есть благодать Святого Духа, Господь назвал хулой против Святого Духа. Противление ей фарисеев ясно выразилось в том, что дела всемогущества Божия они осмелились назвать делами диавола. Почему этот грех не простится ни в сей век, ни в будущий? Потому что, если человек отвергнет очевидные действия спасающей благодати Святого Духа, то неоткуда взяться у него и покаянию, без которого нет спасения: он не сможет покаяться пред Богом. Кто похулит Христа, видя Его только как человека, тому это простится, ибо это грех заблуждения, омываемый покаянием; но не таково упрямое противление очевидным действиям спасающей силы Божией, которое было у фарисеев и которое далеко отстояло от покаяния.

 Дух Святый есть Бог, и Бог есть Дух. Слушавшие речь Христа фарисеи едва ли представляли Духа Святого, как третье Лицо Святой Троицы, и для них выражение «Дух Святый» было равнозначно слову «Бог», или, по крайней мере, «Дух Божий». Таким образом выражение «хула на Духа Святого» было для слуха фарисеев равнозначно словам: «хула против Бога». Если так, то становится понятным, почему всякий другой грех и хула простятся человекам, а хула против Духа Святого не простится. Потому, что последнее есть преступление против Самого Бога и вместе с тем сближение человеческого духа со злым духом, вина которого, по понятиям тогдашних иудеев и по нашим, никогда не будет прощена. Это, так сказать, принципиальная хула, самое величайшее злословие, свойственное только отверженным духам злобы, которые никогда не приглашались к покаянию и никогда не могут раскаяться. В этой величайшей хуле отрицается Сам Бог, как Существо Всеблагое, Всеправедное, Всемогущее, со всеми Его свойствами, и вместе с тем в самом корне отрицается вся религия, вся нравственность. Здесь предполагается самое глубокое падение человека, из которого его не может вывести сама благодать Божия, потому что она в таком хулении и отрицается. Человеческий дух, произносящий такую хулу, становится на одну ступень с нечистым духом. Сближение фарисеев с нечистыми духами злобы, по-видимому, и даёт повод Спасителю говорить не просто о Боге, а о Духе Святом.

 Св. Иоанн Златоуст так объясняет эти слова Спасителя: «Христа не знали, кто Он был, а о Духе получили уже достаточное познание. Так, что ни говорили пророки, говорили по внушению Духа, и в Ветхом Завете все имели о Нём очень ясное понятие. Итак, слова Христа имеют такое значение: пусть вы соблазняетесь Мною по плоти, в которую Я облекся; но можете ли вы сказать и о Духе, что Его не знаете? Потому-то хула ваша и будет непростительна, и здесь и там понесёте за неё наказание. Я вам отпускаю всё то, чем вы Меня злословили прежде Креста, даже и то, что вы хотите распять Меня на кресте, и само неверие ваше не будет поставлено вам в вину. (Это потому, что Спаситель везде запрещает объявлять о Себе кому-либо прежде страдания, и на самом Кресте молился, чтобы отпущен был иудеям их грех). Но что вы говорили о Духе, то не будет прощено вам. Почему? Потому, что Дух Святый вам известен, а вы не стыдитесь отвергать очевидную истину. Если же вы говорите, что Меня не знаете, то, несомненно, знаете, что изгонять бесов и совершать исцеления есть дело Духа Святого».

 Нужно ясно представлять себе, что Спаситель не говорит здесь о том, будет или не будет прощение грехов в загробном мире. Он указывает только на грех хулы на Духа Святого и утверждает, что этот грех никогда не будет прощён.

 33. Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познаётся по плоду.

 34. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.

 35. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.

 Если, говорит Спаситель, диавол зол, то не может делать доброго. Если же то, что сделано Мною, вы считаете добрым, то отсюда следует, что этого не совершает диавол. И не может быть, чтобы происходило из злого доброе, или из доброго злое. Как добрый человек не может делать худого и худой – доброго, так не может Христос делать злых, а диавол – добрых дел.

 Спаситель называет фарисеев, как и Иоанн Креститель, «порождениями ехидниными», т.е. детёнышами ядовитых змей. Вы, утверждает Он, не можете говорить ничего доброго, потому что сердца ваши наполнены злобой, а от избытка сердца, т.е. от того, что его переполняет, говорят уста.

 «Господь стыдит фарисеев, – говорит св. Иоанн Златоуст, – и делает это не с тем намерением, чтобы Себя освободить от обвинения (для этого довольно было и прежних доказательств), но с тем, чтобы противящихся Ему исправить. И посмотри, как Спаситель устраняет Своими словами всякое возражение. Не сказал Он: согласитесь, что дерево хорошо, потому что плод хорош; но, чтобы с большею силою заградить им уста и показать Свою уступчивость и их бесстыдство, говорит: если вы хотите порицать дела Мои, пусть будет так; только в обвинениях ваших есть несообразность и противоречие. Таким образом яснее могло обнаружиться бесстыдство их в деле совершенно очевидном. Далее, так как не о Себе самом говорит Спаситель, а о Духе Святом, то и произносит обличения Свои с большею строгостью, называя фарисеев порождениями ехидн, потому что они хвастались своими предками. Итак, чтобы показать, что нет им от того никакой пользы, Он отсекает их от сродства с Авраамом и даёт им других предков, имеющих такой же нрав, как и они, и таким образом лишает их того, чем они гордились. От избытка сердца, продолжает Он, говорят уста. Слова изливаются наружу через уста, когда внутренность переполнена злом. Поэтому, когда ты слышишь человека, произносящего худые слова, то не думай, что в нём лежит лишь столько зла, сколько показывается в словах, а заключай, что источник его гораздо ещё обильнее, потому что выражаемое наружно есть только избыток внутреннего. Обычно так бывает, что язык, удерживаемый стыдом, ещё не всё худое изливает в словах; напротив, сердце, не имея никого из людей свидетелем своей жизни, бесстрашно порождает в себе всякое зло, какое только захочет, потому что оно не много думает о Боге. Слова предлагаются для слуха всех и взвешиваются всеми, а сердце укрывается в тени, и потому меньше зла бывает на языке, больше в сердце. Но когда уже слишком много скопится его внутри, тогда с большим стремлением выходит наружу то, что доселе было скрываемо. Не думай, говорит Спаситель, что так бывает только с людьми злыми; напротив, и с добрыми то же происходит. И у них больше скрывается добра внутри, чем является наружно в словах».

 36. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда:

 37. ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.

 Человек оправдывается или осуждается своими словами на обычном человеческом суде. Здесь под судом и оправданием разумеются обвинение или оправдание на Страшном Суде.

 «Праздное слово, – поясняет св. Иоанн Златоуст, – есть слово несообразное с делом, ложное, дышащее клеветою, срамное, бесстыдное, неблагопристойное, а также и пустое слово, например, возбуждающее неприличный смех». И далее Златоуст замечает: « Не по речам другого, но по твоим собственным словам Судия Праведнейший произнесёт приговор. Что может быть справедливее этого? В твоей ведь власти и говорить и не говорить. Итак, терпящим клевету не о чем заботиться, потому что не потребуется от них ответа в том, что другие говорили о них худо, но говорившим худо надобно страшиться и трепетать, потому что они за своё злоязычие потребованы будут к суду. Скапливающий внутри себя злобу, которая горше всякой желчи, потерпит жесточайший вред и причинит себе лютую болезнь. Если изрыгаемые им слова так много огорчают других, то ещё гораздо большую скорбь принесут они душе, породившей их. Замышляющий зло прежде всех убивает самого себя, точно так же, как раздувающий огонь нередко сам сгорает. Итак, не худо, когда обижают тебя, а то худо, когда ты обижаешь других, или когда не умеешь переносить обид», – заключает св. Златоуст. И далее он учит: «Господь не сказал: если ты при народе будешь поносить ближнего своего и судить его, виновен будешь; но просто – если будешь говорить худо, хотя бы и наедине с кем-то, и тогда навлечёшь на себя величайшее осуждение. Если бы даже было истинно то, что ты пересказываешь о ближнем твоём, если бы ты был совершенно в этом уверен, и тогда подвергнешься наказанию. Не за то, что делал другой, Бог будет судить тебя, а за то, что ты говорил. Если явных грехов разглашать нельзя, то тем более – неизвестных и недоказанных. Согрешивший имеет над собою Бога судиёй. Поэтому ты не похищай себе чести, принадлежащей Ему. Но ты хочешь быть судьёй? Есть такое судилище, которое и тебе предоставлено и может принести великую пользу, не подвергая тебя и малейшему наказанию. Посади в совести своей судьёй разум и поставь перед его судом все твои беззакония, исследуй все грехи твоей души, потребуй от неё со всею строгостью подробного отчёта и скажи ей: зачем ты отважилась сделать то и то? А если она будет уклоняться и начнёт разбирать дела других людей, скажи ей: не за чужие грехи я сужу тебя, не за них должна ты отвечать,– что тебе до того, что плохого сделал тот или иной человек? Ты зачем согрешила в том-то и в том-то? Отвечай, не ссылайся на других, смотри на свои дела, а не на чужие. Таким образом вводи её как можно чаще в этот подвиг. Потом, когда уже ей нечего будет сказать, и она начнёт укрываться от суда, уязвляй её, поражай её, как рабу кичливую и прелюбодейную. Каждый день открывай для неё это судилище, представляй ей реку огненную, червя ядоносного и другие мучения; не попускай ей продолжать связь с диаволом и не принимай от неё бесстыдных оправданий, что он приходит и искушает меня. Но скажи ей: если ты сама не захочешь, искушения будут напрасными. Пусть ей и больно это слышать, ты не переставай её наказывать: не бойся, не умрёт она от твоих ударов; напротив, ты ещё избавишь её от смерти.

 Когда ты будешь производить такое испытание совести, то в это время не допускай к себе никого, пусть никто не тревожит тебя; но, как судьи обычно сидят взаперти, когда судят о делах, так и ты огради себя безмолвием и избери благоприятное для того время и место. Займись этим судом, когда пойдёшь спать: вот время для тебя самое удобное; а местом твоим будут постель и спальня. Требуй от себя и за малые погрешности строгого отчёта, чтобы не приблизиться к большим грехам. Если ты будешь каждый день это делать, то осмелишься без страха предстать на Страшном Божием Суде.

 А мы не так поступаем, но совершенно напротив. Как скоро ляжем на постель, тотчас начинаем размышлять о всякого рода житейских делах: одни вводят в душу свою нечистые помыслы, другие думают о деньгах и о различных временных заботах. Ты не даёшь малейшей пылинке попасть в глаз твой, а душу свою оставляешь в небрежении и попускаешь ей влачить за собою такую грязную кучу столь многих зол. Сколько нужно труда и пота в делах здешнего мира? Разве одни добрые дела совершаются с трудом, а порочные делаются без трудов? Если же и там и здесь труд, то почему не избрать доброго, приносящего с собой великую пользу? Да ещё и такие есть добрые дела, которые и труда никакого не требуют. В самом деле, что за труд – не ругаться, не лгать, не клясться, простить ближнего, подавшего повод к гневу? А вот труд и большая забота – поступать противно этому».

 38. Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.

 39. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;

 40. ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.

 41. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.

 42. Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.

 Иудеев соблазнял в Иисусе Христе слишком простой Его вид, и они потребовали от Него такого знамения (чуда), которое ясно обнаруживало бы Его Божественное достоинство как Мессии. Они не желали довольствоваться чудесами, которые творил Христос по любви Своей к страждущим людям, по мольбе отдельных людей. Книжники и фарисеи желали видеть особое знамение с неба. Как замечает блаж. Феофилакт Болгарский: «Хотят видеть знамение с неба, поскольку им думалось, что земные знамения производит Он силою дьявольскою».

 Господь называет их «родом лукавым и прелюбодейным», т.е полным зла и уклонившимся от познания истинного Бога (так в Ветхом Завете называли пророки иудеев за их неверность Богу, представляя их идолослужение под образом измены Богу, как бы супружеской измены, прелюбодеяния). Никакого чуда, ради удовлетворения любопытства, вовсе не будет дано этому поколению. Знамение не принесёт ему никакой пользы. Ненависть этого злого поколения ко Мне, говорит Спаситель, не прекратится. Оно отвергнет Меня. Однако оно не сделает напрасной Мою миссию. Когда оно предаст Меня смерти, Я дам ему знамение гораздо более удивительное, чем те любопытные вещи, которых оно ожидает от Меня увидеть. Христос хочет дать иудеям знамение не небесное, а земное, «в сердце земли». Это, однако, не означало, что Спаситель, до совершения этого знамения, не будет творить никаких чудес и никаких знамений. Они не казались знамениями не веровавшим в Него иудеям. Знамение Ионы пророка будет дано специально им и вообще всем неверующим.

 Кто такой пророк Иона, и какое чудо произошло с ним? Пророк Иона жил в VIII-м веке до Рождества Христова. Однажды Господь Бог повелел ему идти в языческий город Ниневию, столицу ассирийского царства, и возвестить жителям этого города, что их ждёт погибель, если они не покаются. Но Иона не захотел идти с проповедью покаяния к врагам своего народа и не послушался голоса Божия. Он сел на корабль, который отправлялся в другую страну. Но вдруг на море поднялась сильная буря. Кораблю стала угрожать гибель. Все бывшие на корабле испугались. Корабельщики решили бросить жребий, чтобы узнать, из-за кого постигло их такое бедствие: жребий пал на Иону. Иона признался в своём грехе и сказал: «Да, я согрешил пред Господом! Бросьте меня в море, и буря утихнет». Когда его бросили в море, буря утихла. По изволению Божию, пророка проглотила огромная рыба, которая в Библии названа большим китом. Иона три дня и три ночи пробыл во чреве кита, молясь Богу о помиловании. Здесь Господь явил особенную Свою славу, Он сохранил его невредимым во чреве кита и помиловал.

 Через три дня кит выбросил пророка живым на берег. После этого Иона пошёл в Ниневию для исполнения воли Божией. Целый день он ходил по городу и проповедовал всем, говоря: «Ещё сорок дней, и Ниневия будет разрушена!» Жители поверили его словам. Они вместе с царём наложили на себя пост, стали молиться и каяться в своих грехах. И Господь помиловал их.

 Но Иона возроптал на такое милосердие Божие и просил себе смерти у Бога. Вероятно, он думал, что теперь его сочтут за ложного пророка.

 Господь же и на этот раз вразумил Иону. Перед шалашом, который Иона устроил для себя близ Ниневии, в одну ночь выросло большое растение и защищало пророка от солнечного зноя. Но на другой день червь подточил это растение, и оно засохло. Иона очень горевал и сожалел о засохшем растении.

 Тогда Господь сказал ему: «Ты сожалеешь о растении, над которым не трудился и которого не растил. Так Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более 120-ти тысяч человек и множество скота?» (Из книги пророка Ионы).

 Трёхдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита и чудесное спасение его стало образным предсказанием чуда Воскресения Христова после трёхдневной телесной смерти. Христос был во гробе, по современному исчислению суток, один день и две ночи, но на Востоке при исчислении времени всегда было принято считать часть дня или ночи за целый день или ночь.

 Св. Иоанн Златоуст замечает по поводу слов Спасителя о Ионе пророке: «Здесь уже Он предначинает слово о Своём Воскресении и, в подтверждение, указывает на прообраз из Ветхого Завета. Он не сказал ясно, что воскреснет, потому что они стали бы смеяться над тем, но предвозвестил это, скрывая под образом пребывания Ионы во чреве кита. Спаситель не говорит, что будет в земле, но что будет в сердце земли, ясно означая Своё пребывание во гробе, и чтобы никто не подумал, будто смерть Его была призрачным явлением. Для того и назначает Он и три дня, чтобы никто не сомневался на счёт Его смерти. Он пострадает и за этот род лукавый и прелюбодейный, но они не приобретут от того никакой пользы. И, несмотря на то, что Он знал об этом, Он всё же благоволил умереть и за них. Столь велика была Его любовь!» — заключает Златоуст.

 «Ниневитяне» – жители города Ниневии, столицы Ассирийского царства на берегу р. Тигра, к северу от Вавилона, покаявшиеся в результате проповеди пророка Ионы, осудят евреев на Страшном Суде за то, что те не вняли проповеди своего Мессии и не захотели покаяться в своём упорстве. Царица Савская, приходившая к Соломону из Аравии, также осудит евреев, ибо она приходила издалека, чтобы послушать мудрость Соломона, а иудеи не хотели слушать воплотившуюся Премудрость Божию, которая «больше Соломона».

 Блаж. Феофилакт Болгарский добавляет: «Ионе, проповедавшему по выходе из кита, – говорит, – поверили, а Мне и по Воскресении Моём вы не поверите; посему и будете осуждены нине`витянами, которые поверили рабу Моему Ионе, без знамений и чудес, хотя они были варвары. Осуждены будете, потому что вы выросли с пророками, видели знамения и чудеса, и, несмотря на то, не поверили Мне, Господу, – что и означают слова: «и вот, здесь больше Ионы». Царица, хотя и была слабая женщина, пришла, – говорит, – издалека, и пришла только для того, чтобы слышать учение о деревьях, садах и о некоторых естественных предметах; а вы не приняли Меня, когда Я Сам пришёл к вам, говорю вам невыразимые человеческим языком истины и совершаю для вас необыкновенные дела».

 43. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;

 44. тогда говорит: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел». И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным;

 45. тогда идёт и берёт с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.

 Господь говорит иудеям этой притчей, что если бы даже Он и заставил их уверовать в Себя каким-нибудь поразительным чудом, но нравственная испорченность их настолько сильна, что по прошествии некоторого времени их неверие возникло бы с ещё большей силой и упорством, и они сделались бы ещё хуже. Неверие и испорченность нравов в них – как злой дух в бесноватом человеке. Если человек остаётся нерадивым, праздным и невнимательным к себе, то злой дух и страсти, однажды изгнанные из него, возвращаются к нему с большей силой.

 Св. Иоанн Златоуст размышляет по поводу этой притчи: «Вот ниневитяне уверовали, не видя чудес и знамений; а иудеи, видевшие столько чудес, сделались только хуже, обратили себя в жилище бесчисленного множества бесов и навлекли на себя тысячи бед. Так и должно быть по суду правды. Кто, однажды освободившись от зол, не сделается благоразумнее, тот подвергнется наказаниям, которые гораздо тягостнее прежних. Мы же, внимая этому, подумаем не только о наказании, но и о беспредельном долготерпении Божием. В самом деле, сколько раз мы впадали в те же грехи, а Он всё ещё терпит нас! Но не будем беспечны, а, напротив, исполнимся страхом», – призывает нас Златоуст.

 Блаж. Феофилакт Болгарский по-иному рассматривает эту притчу Спасителя: «Посредством крещения нечистый дух изгоняется и бродит по безводным местам и душам некрещёным, но в них не находит покоя. Ибо покой для демонов состоит в том, чтобы смущать крещёных на злые дела, тогда как некрещёными он и без того давно уже владеет. Таким образом, он возвращается к крещёному с семью духами злобы. Когда он возвратится к крещёному и найдёт его праздным, то есть без добрых дел и, по причине лености, без твёрдости к сопротивлению врагам невидимым, тогда бедствие его бывает больше, потому что, прежде очистившись через крещение, он после теряет надежду на спасение, если не придёт к покаянию, что для него, ленивого, весьма трудно».

 46. Когда же Он ещё говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним.

 47. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.

 48. Он же сказал в ответ говорившему: кто матерь Моя? и кто братья Мои?

 49. И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;

 50. ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

 Господь наш Иисус Христос всегда питал нежные чувства к Своей Матери и, даже будучи на Кресте, поручил Её заботам Своего возлюбленного ученика. Но тут, когда во время произносимого Спасителем поучения к народу, Его хотели оторвать от проповеди, Христос показал всем, что исполнение воли Отца Небесного для Него выше родственных чувств.

 Упоминаемые здесь «братья Иисуса» в некоторых местах Евангелия называются по именам, а именно: Иаков, Иосия, Симон и Иуда (Мф.13, 54-56). По преданию, эти «братья Иисуса» были детьми Иосифа, обручника Девы Марии, от его первого брака, т.е. сводные братья Христа. Во всяком случае, «братьями» у иудеев назывались не только родные братья, но и двоюродные, и троюродные, и вообще близкие родственники.

 Св. Иоанн Златоуст с подробностью разъясняет, что Матери Иисуса и братьям Его «надлежало бы войти и слушать вместе с народом, или, если не хотели этого сделать, дожидаться окончания беседы, и потом уже подойти. Но они зовут Его вон, и притом при всех, обнаруживая через это излишнюю ревность к правам своим на Него. Он не хотел оскорбить их, но мало-помалу приводит их к правильному о Себе понятию, убеждая, что Он не Сын только Матери Своей, но и Господь».

 Блаж. Феофилакт Болгарский замечает, что Спаситель не отрекается от естественного родства, но восполняет его родством нравственным, духовным, потому что ведь недостойному человеку нет никакой пользы от плотского родства.

(2938)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *