Евангелие от Матфея, толкование текста. Глава 10

 1. И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.

 2. Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,

 3. Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем,

 4. Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.

 Сожалея о народе, не имеющем хороших пастырей, и не имея возможности всех людей водить за Собой, Христос посылает им для проповеди Своих учеников. Это послание отличается от того, которое последует после Его Воскресения из мертвых. Тогда Спаситель пошлёт апостолов во весь мир, проповедовать «Евангелие всей твари» (Мк.16,15) и, научая все народы вере во Христа, вводить их в Его Царство через таинство Крещения. Теперь же Господь посылает их только к «погибшим овцам дома Израилева», то есть к одним иудеям. Он повелевает апостолам при этом проповедовать лишь «приближение Царства Небесного», но ещё не вводить в это Царство. Эта проповедь предуготовительная, ибо апостолы ещё не облеклись «силою Свыше», данной им впоследствии через сошествие Утешителя-Духа Святого.

 Зная, что от апостолов будут требовать знамений как доказательств истинности их проповеди, Христос дал им власть над нечистыми духами и силу творить чудеса исцелений и воскрешения мёртвых.

 Блаж. Феофилакт Болгарский уточняет: «Избираются двенадцать учеников, по числу двенадцати колен (родов) Израилевых. Ибо к ним Он послал их прежде, хотя и мало их было, так как и вообще мало таких, которые идут тесным путём. Дал Он им силу чудотворений, дабы, удивляя чудесами, они приобретали внимательных своему учению слушателей. Евангелист исчисляет имена апостолов ради обличения лжеапостолов. Он исчисляет их не по достоинству, но просто, как пришлось».

 5. Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите;

 6. а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;

 7. ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;

 8. больных исцеляйте, прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.

 9. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,

 10. ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.

 Спаситель посылает Своих учеников проповедовать приближение Царства Небесного прежде всего иудеям, запрещая идти с проповедью к язычникам и самарянам. Это было вызвано тем, что иудеи после этого не могли уже иметь никакого предлога говорить, что первоначальная проповедь была направлена не к ним, и приводить этот факт в своё оправдание. Запрещение проповедовать язычникам и самарянам было дано несмотря на то, что как язычники, так и самаряне были даже более готовыми нежели иудеи принять евангельскую проповедь. Впоследствии, после воскресения Господа, это запрещение было отменено.

 Блаж. Феофилакт Болгарский замечает: «Самарян ставит рядом с язычниками, поскольку они только жили в Иудее, а были вавилоняне, и не принимали пророков, а только пять книг Моисеевых: книги Бытия, Исход, Левит, Чисел и Второзаконие».

 Под погибшими овцами дома Израилева следует разуметь всех иудеев без всяких отличий и исключений, которые не веровали ещё в пришедшего к ним Мессию-Христа и не обратились к Нему всем сердцем и душою. Именно они были избранным народом Божиим, которому был обещан Мессия ещё ветхозаветными пророками и среди которого Он и явился.

 Св. Иоанн Златоуст также говорит об этом: «Иисус посылает апостолов к упорным иудеям, показывая тем Своё о них попечение, заграждая их уста, и прокладывая путь проповеди апостольской, чтобы после не стали жаловаться, что апостолы пошли к необрезанным, и чтобы не имели никакой благовидной причины убегать и отворачиваться от них».

 Если бы посланные апостолы стали произносить перед всеми только слова «приблизилось Царство Небесное», под которым подразумевается будущее блаженство, то и этого было бы достаточно. Но если бы их попросили объяснить, что это значит, то они могли бы просто рассказывать о появлении необыкновенного Учителя, который творил чудеса и говорил так, как не говорил никто из книжников и фарисеев. Следовательно, их проповедь нисколько не могла превышать их способностей и возможностей, она не требовала больших научных знаний и особой подготовки. Чудеса должны были служить подтверждением данной апостолам власти, но если бы они совершались за деньги, это было бы плохим подтверждением полученной ими власти.

 Св. Иоанн Златоуст особо обращает внимание на слова Господа «даром получили, даром давайте» и говорит: «Заметь, как Он (Христос) заботится о нравах их: не меньше, чем о чудесах, показывая им, что чудеса без доброй нравственности ничего не значат. Он смиряет их высокоумие и предостерегает от сребролюбия. И чтобы не подумали, что производимые ими чудеса плод их доброй жизни, и не возгордились тем, говорит: даром получили. Вы ничего своего не даёте тем, которые принимают вас; получили вы эти дары не в награду и не за труды: это Моя благодать. Так и другим давайте, потому что нельзя найти цены, достойной этих даров».

 Фома Аквинский объясняет, что апостолы были посланы к иудеям, а «у иудеев был обычай заботиться о своих учителях; поэтому Христос, посылая к иудеям учеников, заповедовал им ничего не брать с собою. Но такого обычая не было у язычников. Поэтому, когда ученики были посланы к язычникам, то им дано было позволение брать с собою всё необходимое». Заповеданный Спасителем дух нестяжательности остаётся в силе для всех проповедников Евангелия.

 Блаж. Феофилакт Болгарский добавляет: «Христос приготовляет Своих учеников к самому строгому образу жизни, посему запрещает им всякое попечение об излишестве и всякую заботу, не позволяет ходить даже с посохом. Это верх нестяжания и сильное побуждение верить учителю нестяжания. Потом, чтобы не сказали: «чем же будем питаться?» — говорит: трудящийся достоин пропитания, то есть: будете питаться от учеников своих: они обязаны доставлять вам это, как труждающимся. Впрочем достоин, сказал, пропитания, то есть пищи, а не роскошного стола: ибо учителям не следует насыщаться, как тельцам упитанным, а есть столько, сколько необходимо для поддержания жизни».

 11. В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нём достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;

 12. а входя в дом, приветствуйте его, говоря: «мир дому сему»;

 13. и если дом будет достоин, то мир ваш придёт на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.

 14. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших;

 15. истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.

 Повеление Спасителя отличается простотой. Посланные Им должны были, войдя в какой-либо город, разузнавать всеми доступными способами о людях, у которых можно остановиться. Это должны были быть люди способные и склонные принять благовестие о Христе-Спасителе, люди гостеприимные, богобоязненные, набожные, честной жизни, жаждущие спасения. Таких людей не особенно трудно отыскать даже в больших городах, а тем более в маленьких и провинциальных, какими были тогда почти все города Палестины. К таким людям апостолы должны были прямо идти и там оставаться, сколько будет нужно. Блаж. Иероним говорит, что останавливаться у недобрых людей нельзя было, потому что своей недоброй славой они могли посрамить достоинства самой проповеди о Христе.

 Св. Иоанн Златоуст замечает: «Но Христос не только повелевает искать достойных, но и не переходить из дома в дом, чтобы ни принимающего не оскорбить, ни самим не подвергнуться нареканию в чревоугодии и легкомыслии».

 Мир в словах Спасителя как бы олицетворяется, т.е. представляется как бы человеком, который входит к хозяину, но, отвергнутый им, возвращается к посланным. Под миром можно разуметь вообще благосостояние, зависящее от спокойствия, здоровья, отсутствия вражды, споров, несогласий, разделений; в переносном смысле словом «мир» означается спасение.

 Отрясение праха от ног могло иметь два значения: 1) то, что апостолы ничего не взяли с собою у отвергнувших их людей и свободны от всякой с ними связи; 2) то, что они свободны от всякого участия в том осуждении, которое постигнет лиц, отказавших в гостеприимстве. Апостолы должны были показать неверующим, что они считали их нечистыми и ответственными за свою нечистоту. Может быть это повеление было тем яснее апостолам, что у иудеев был обычай, при возвращении из языческих стран, где они путешествовали, отрясать пыль от ног своих.

 Те же, кто не примет благую весть апостолов, будут подобны язычникам, а города те, все жители которых отвергнут проповедь о Христе как положительный закон Божий, будут преступнее жителей древних городов Содома и Гоморры, наказанных Богом за свой крайний разврат и проводивших жизнь, противоречившую человеческой совести.

 16. Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

 17. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,

 18. и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.

 19. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать,

 20. ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.

 Господь предупреждает апостолов о тех опасностях, которым им придётся подвергаться: говорит, что они будут чувствовать себя столь же беззащитными, как овцы, окружённые кровожадными волками. «Будьте мудры, как змеи», то есть будьте осторожны, не подвергайте без крайней необходимости жизнь свою опасности, распознавайте, где надлежит сеять слово Божие, а где воздержаться от этого по заповеди: «Не давайте святыни псам»; сами же «будьте просты, как голуби», то есть таковы, чтобы никто не мог вас упрекнуть в чём-либо нечистом и предосудительном. Христос не говорит: будьте мудры, как лисицы, хитрость которых заключается в том, что они обманывают других; но как змеи, которые стараются защищать самих себя и не хитрят ради своей безопасности.

 Спаситель предрекает, что апостолам придётся свидетельствовать о Нём перед властителями сего мира, имея в виду их будущую деятельность в мире, что они подвергнутся многим преследованиям со стороны неверующих. Не следует тревожиться и предаваться раздумью, что и как говорить на суде в таких случаях, ибо Святой Дух Сам будет внушать необходимые слова.

 Страдания апостолов за Христа должны будут служить свидетельством о Нём пред всеми людьми, пред которыми ученики будут страдать, безразлично, пред иудеями, или пред языческими правителями и царями, или пред язычниками. Когда те будут подвергать учеников Спасителя позору и страданиям, эти испытания их будут направлены Богом к большему успеху евангельской проповеди.

 Слыша предостережения Своего Божественного Учителя, апостолы, по словам св. Иоанна Златоуста «во-первых узнали силу предсказаний Его; во-вторых, никто уже не мог думать, что эти бедствия происходят от бессилия Учителя; в-третьих, те, которые должны были терпеть эти бедствия, не могли ужасаться их, как непредвиденных и неожиданных.

 Итак, – заключает Златоуст, – устыдимся поступать вопреки заповеди Христовой и нападать на врагов как волки. Доколе мы будем овцами, дотоле будем побеждать, хотя бы и бесчисленное множество волков нас окружало, но мы их преодолеем и победим. Если же будем волками, – будем побеждены, потому что отступит от нас помощь Пастыря (Господа Иисуса Христа: Он пасёт не волков, а овец); Он оставит и удалится от тебя, потому что ты не дашь открыться Его силе. Когда ты показываешь в страданиях кротость, то вся победа Ему принадлежит, а когда сам нападаешь, помрачаешь победу.

 Несмотря на данную ученикам власть воскрешать мёртвых, им следовало терпеть такие ужасные бедствия на судилищах, заключение в темницы, нападение от всех, общую ненависть всей вселенной, и подвергаться таковым бедствиям, имея власть творить чудеса. И какое было для них утешение во всех этих бедствиях? Сила Посылающего. Потому-то Он прежде всего и сказал: Вот, Я посылаю вас. Этого довольно для вашего утешения, этого довольно для того, чтобы вам не бояться никого из противников ваших. Как велика сила Того, Кто так говорил, – восклицает св. Иоанн Златоуст. – Как велико послушание тех, которые слушали! Нужно крайне удивляться, каким образом апостолы, эти боязливые люди, никогда не бывавшие далее озера, в котором ловили рыбу, слыша такие речи, тотчас же не разбежались».

 21. Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;

 22. и будете ненавидимы всеми за имя Моё; претерпевший же до конца спасётся.

 23. Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.

 Ненависть к евангельской проповеди, к проповедникам и исповедникам её будет столь сильна в людях мира сего, названных выше волками, что перед ней не устоят самые крепкие и священные для человека узы родства.

 Всё это точно исполнилось в эпоху гонений на христиан, когда действительно брат брата предавал на смерть, и когда все истинные последователи Христа испытали на себе лютую и бесчеловечную ненависть врагов христианства. Если бы кто-нибудь сказал, что же тут благодетельного в учении Христа, когда оно побуждает восставать детей против родителей и т. д., то на это можно ответить, что без этого зло, процветающее в мире, было бы ещё больше и оставалось бы нетронутым. Распространение добра требует многих жертв. Ненависть ко Христу возникает и существует как бы без всякой видимой причины, только потому, что Он Христос. Одно только имя Его способно возбуждать во многих людях ненависть. Слишком высоки идеалы, слишком высоки требования, предъявляемые Спасителем к людям. Кажется, что они невыполнимы в жизни и исполнение их требует тяжкой борьбы. В этой борьбе люди разделяются на два лагеря. Все из враждебного лагеря будут ненавидеть и христиан, и само имя Христово, как ненавидит его диавол. Св. Иоанн Златоуст восклицает: «О, это зверь лукавый, он никогда не приходит в отчаяние. И это, конечно, служит к величайшему нашему осуждению, что он (диавол) никогда не отчаивается в нашей погибели, а мы отчаиваемся в своём спасении». «Претерпевший до конца», то есть до смерти, все эти гонения и не отрекшийся от Христа «спасётся», то есть достигнет вечного блаженства в Царствии Небесном. «Важно не начало, а завершение», — говорит блаж. Иероним Стридонский.

 Апостолы не должны неосмотрительно жертвовать своею жизнью, которая нужна для спасения столь многих людей, и потому, если их гонят в одном городе, им не возбраняется бежать в другой.

 «В самом деле, — пишет св. Иоанн Златоуст, — этих двенадцать беззащитных простолюдинов заключили в узы, подвергали бичеванию, водили с места на место, — и, однако же, не могли заградить им уст. Как невозможно связать лучей солнечных, так невозможно было связать и языка их. А причина этому та, что не они сами говорили, но сила Духа».

 «Не успеете обойти городов Израилевых как приидет Сын Человеческий». Здесь речь идёт не о втором славном пришествии Христовом на суд при кончине мира, а о пришествии Иисуса Христа во Царствии Своем, то есть открытие этого Царства, которое совершилось Его Воскресением и ниспосланием Святого Духа на апостолов, после чего они пошли уже во весь мир с проповедью об открытии этого Царства.

 Следовательно, это изречение Господа имеет такой смысл: «Вы не успеете обойти с проповедью о приближении Моего Царства всю Палестину, как уже наступит час открытия Моего Царствия через Мои страдания, Воскресение из мертвых и ниспослание Духа Святого».

 24. Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего:

 25. довольно для ученика, чтобы он был как учитель его, и для слуги, чтобы он был как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?

 Господь говорит Своим ученикам, что с Ним обращаются и будут обращаться не так, как следовало бы. Спаситель изображает Себя перед ними страдальцем. Это должно служить для апостолов утешением и в их страданиях. Почему? Потому что это обычный порядок вещей, хотя и не нормальный. Если господина преследуют, то в это время преследуют и его слуг, если учитель не находится в почёте, то не пользуются почётом и его ученики. Если бы было иначе, то ученики были бы выше своих учителей, а рабы – своих господ. Этот стих хорошо объясняется Феофилактом Болгарским, который говорит: «но ты спросишь: как ученик не выше учителя, когда мы видим, что много учеников бывает лучше своих учителей? Узнай же, что пока они ученики, они меньше учителей; но когда становятся лучше их, то они уже не ученики, подобно тому, как и раб, пока остаётся рабом, не может быть выше своего господина».

 Ученик может, конечно, превзойти своего учителя и раб – господина. Но так бывает не всегда; обычно же бывает совершенно достаточно, если раб или ученик добьются того, чтобы походить на своих господ и учителей. Особенно это имеет значение в том случае, когда речь идёт о таком Учителе, как Христос. Ученики совершенно не могут сравняться с Ним. Для них было бы совершенно достаточно, если бы они хотя бы немного походили на Своего Учителя, то есть немного подражали Его страданиям.

 Слово «веельзевул» означает самого злейшего и главнейшего демона, который был зачинщиком идолопоклонства и побуждал к нему. Чего же могли ожидать «домашние его» при таком обращении? Словом «домашние» Спаситель выражает особую близость Свою к ученикам (Златоуст).

 26. Итак, не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.

 27. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедайте на кровлях.

 28. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне.

 29. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадёт на землю без воли Отца вашего;

 30. у вас же и волосы на голове все сочтены;

 31. не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.

 «Итак, – говорит Христос Своим ученикам, – не бойтесь», когда будут клеветать на вас, ибо вера и невиновность ваша со временем откроются и прояснятся. Св. Иоанн Златоуст объясняет: «Речь Спасителя имеет такой смысл: довольно для вашего утешения и того, что и Я, Учитель и Господь ваш, подвергаюсь одинаковой с вами укоризне. Если же вы, слыша это, не перестаёте всё же смущаться, то имейте в виду и то, что спустя немного времени вы избавитесь и от позорных нареканий. И о чём вы скорбите? О том ли, что вас называют обманщиками и льстецами? Но подождите немного, и все будут называть вас спасителями и благодетелями вселенной. Время всё сокровенное открывает; оно изобличает и клевету врагов, и откроет вашу добродетель».

 Спаситель учит Своих учеников говорить слышанное ими от Него открыто при всём народе. Вот как это поясняет св. Иоанн Златоуст: «Конечно, тьмы не было, когда Христос беседовал с учениками, и говорил Он им не на ухо; здесь употреблён лишь усиленный оборот речи. Так как Он беседовал с ними наедине и в маленьком уголку Палестины, то и сказал – во тьме и на ухо, желая противопоставить образ такой беседы с тем дерзновением в проповедовании, которое они получат как дар от Него. Не одному, не двум и не трём городам, но всей вселенной проповедуйте, говорит Он, и проходя землю, море, места обитаемые и необитаемые, с открытым лицом и со всею смелостью говорите всё царям и народам, философам и учителям этих народов. Он всё совершит через них, и совершит больше, чем совершил Сам. Я, говорит Он, положил начало и через вас хочу совершить гораздо больше».

 Спаситель заповедует Своим ученикам бояться Бога больше, чем людей; надеяться на Него больше, чем на людей. «Христос убеждает их, – пишет Златоуст, – презирать то, что всего страшнее – саму смерть, и не просто смерть, но смерть насильственную. Вы боитесь смерти, – говорит Господь, – и потому не смеете проповедовать? Но потому-то и нужно проповедовать. Это вас избавит от истинной смерти. Хотя вас будут умерщвлять, но не погубят того, что в вас есть самое лучшее, хотя бы о том и очень старались. Итак, если ты боишься муки, то бойся муки гораздо ужаснейшей. Видишь ли, что Он опять не обещает им избавления от смерти, но, попуская умереть, дарует большее благо, нежели когда бы Он не попустил им пострадать таким образом?»

 «И подлинно, – продолжает Златоуст, – заставить презирать смерть – гораздо важнее, нежели освободить от смерти. Итак, Он не ввергает их в опасности, но возвышает над опасностями, в кратких словах утверждает в них учение о бессмертии души. И чтобы тогда, когда будут их умерщвлять, они не подумали, что терпят всё потому, что оставлены Богом, говорит им о Божием промысле».

 Блаж. Феофилакт Болгарский обращает внимание на слово «геенна», означающее вечность наказания.

 Без воли Божией ничего не случается, так как промысел Божий простирается на всё. В пример Христос приводит маленьких ничтожных птичек, и притом двух, чтобы ещё сильнее показать их малую ценность. Пример, вероятно, основан на знакомом всем обычае продажи птичек на рынке. В Палестине тогда обращалась медная монета ассарий, стоимость которой равнялась 0,1 динария. Такую цену просили за двух птичек.

 По мнению св. Иоанна Златоуста, Спаситель говорит, «что ничего не происходит такого, что бы Богу было неизвестно. Если же Он знает всё, а вас любит сильнее, нежели отец, – любит так, что и волосы ваши исчислены Им, то вам не следует бояться. Впрочем, сказал это не потому, будто Бог исчисляет волосы, но чтобы показать совершенство Божиего ведения и великое попечение о них. Бог может погубить и душу и тело, а люди не только не могут погубить души, но и тела; хотя они и бесчисленным казням подвергают тело, но через то делают его только более славным».

 «Вы лучше многих малых птиц», — говорит Господь, обращаясь к Своим апостолам. Смысл тот, что если бы вы и немного были лучше маленьких птичек, то и тогда о вас было бы велико попечение вашего Небесного Отца. Оно, следовательно, тем больше, чем более цена учеников превосходит цену маленьких птичек.

 32. Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным;

 33. а кто отречётся от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным.

 Здесь слово «исповедовать» относительно Иисуса Христа означает признавать Его Мессией и учение Его Божественным. Такое признание может выражаться не только в словах, но и делах. Говоря о гонениях за имя Его, Спаситель здесь указывает, какие последствия от них могут быть. Многих они заставят вследствие страха или мирских привязанностей отречься от Него. Предусматривая это, Он и говорит о том, какие последствия будут после такого отречения.

 Св. Иоанн Златоуст замечает, что Христос, говоря об исповедующих Его пред людьми, «исповедует не собственной силой, но будучи укреплён Благодатию свыше». А отвергающийся, продолжает Златоуст, «отвергается потому, что бывает чужд благодати. Для чего же Он (Христос) не довольствуется только верою в душе, но ещё требует и устного исповедания? Для того, чтобы побудить нас к дерзновению, к большей любви и усердию, и возвысить, потому и говорит ко всем вообще, а не разумеет здесь одних только учеников; не их только, но и учеников их старается Он сделать мужественными».

 34. Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч,

 35. ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её.

 36. И враги человеку – домашние его.

 Св. Иоанн Златоуст вопрошает: « Как же Сам Он заповедовал Своим ученикам, чтобы они, входя в каждый дом, приветствовали всех миром? Почему же, равным образом, ангелы при Рождестве Спасителя воспевали: Слава в вышних Богу и на земле мир? Почему также и все пророки благовествовали о том же? Потому что особенно тогда и водворяется мир, когда заражённое болезнью отсекается, когда враждебное отделяется. Только таким образом возможно небу соединиться с землёю. Ведь и врач тогда спасает прочие части тела, когда отсекает от них неизлечимый орган; равно и военачальник восстанавливает спокойствие, когда разрушает согласие между заговорщиками. Единомыслие не всегда бывает хорошо: и разбойники бывают согласны между собою. Итак, междоусобная борьба была следствием не Христова определения, а делом воли самих людей. Сам Христос хотел, чтобы все были единомысленны в деле благочестия; но как люди разделились между собою, то и произошла борьба. Итак, говорит Он, не смущайтесь тем, что на земле будут брани и злоумышления. Когда худшее будет отсечено, тогда с лучшим соединится небо. Так Христос говорит для того, чтобы укрепить учеников против худого мнения о них в народе. Притом, не сказал: противоборство, но, что гораздо ужаснее – меч. Он хотел приучить слух их к жестоким словам, чтобы они в трудных обстоятельствах не колебались. Не только, говорит, друзья и сограждане, но и сами ближайшие родственники восстанут друг против друга, и между единокровными произойдёт раздор. Это-то особенно и доказывает силу Христову, что ученики, слыша такие слова, и сами принимали их, и других убеждали. И хотя не Христос был причиною этого, но злоба человеческая, тем не менее говорит, что Сам Он делает это. Такой образ выражения свойствен Писанию. Так у пророков Исайи и Иезекииля говорится: дал им Бог очи, чтоб они не видели. Не смерть ведь зло, а худая смерть – зло. Говоря, что враги человеку – домашние его, Он показывал силу и горячность той любви, какой требовал. Так как Сам Он много нас возлюбил, то хочет, чтоб и мы любили Его столько же. Так как Он пришёл даровать великие блага, то и требует великого послушания и усердия».

 Блаж. Феофилакт Болгарский замечает: «Меч означает слово веры, которое отсекает нас от образа жизни домашних и родственников наших, когда они препятствуют нам в деле Богопочитания. Говорит здесь о том, что нужно удаляться, или отделяться от них по особенной причине, тогда, когда они не ведут нас к вере и даже препятствуют нашей вере».

 37. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;

 38. и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

 39. Сберёгший душу свою потеряет её, а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её.

 Для служения Христу надо жертвовать всеми земными привязанностями, даже семейной любовью. Когда с заповедями Христовыми не согласны ближайшие родственники, когда любовь к ним потребовала бы нарушения этих заповедей, тогда следует пожертвовать этой любовью к близким людям ради любви к Господу.

 Образ несения креста взят Спасителем из римского обычая, по которому осуждённые на распятие сами должны были нести свой крест до места казни. Это значит, что мы, сделавшись учениками Христовыми, должны во Имя Его переносить всякие испытания и страдания, даже самые тяжкие и унизительные, если таковые Богу угодно будет послать нам, вплоть до самой ужасной смерти.

 Кто блага земной жизни предпочитает благам Царства Небесного, кто идёт даже на отречение от Христа, чтобы только сберечь свою земную жизнь, тот погубит свою душу для жизни вечной; а кто жертвует всем ради Христа, вплоть до самой жизни своей, тот сбережёт свою душу для жизни вечной.

 40. Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня;

 41. кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.

 42. И кто напо`ит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

 Наставляя и утешая апостолов, Господь Иисус Христос упомянул и о той награде, которая ожидает всех, принявших их во Имя Его. Кто примет апостолов как пророков или как праведников, тот получит награду, которая ожидает пророка или праведника; кто напо`ит учеников Христовых, томимых жаждою, хотя бы чашей холодной воды, и тот не останется без награды. Награда здесь подразумевается, конечно, та, которая даётся от Бога – не материальная, а духовная. Поскольку ученики Христовы, посылавшиеся Им на проповедь, по своему духовному развитию были похожи ещё на детей, то Спаситель и называет их «малыми сими».

(4438)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *