Делегация города Сафоново приняла участие в XXVI Международных Рождественских образовательных чтениях в Москве

 Делегация города Сафоново в составе благочинного Сафоновского церковного округа протоиерея Сергия Зеленкова, руководителя православного детского сада «Радость моя» Н.А.Кузьминой,  учителя начальных классов, православной культуры школы №1 И.А. Машовец, учителя истории, обществознания школы №2, руководителя районного методического объединения учителей духовно-нравственных дисциплин Е.В. Скоморощенковой приняла участие в  XXVI  Международных Рождественских образовательных чтениях.

В этом году Чтения были посвящены теме «Нравственные ценности и будущее человечества».

Этот международный форум объединил архипастырей, представителей государственной власти, священнослужителей, педагогов, деятелей образования, науки и культуры, представителей разных общественных групп и молодежных организаций. Чтения — это масштабная площадка, на которой происходило конструктивное обсуждение актуальных вопросов церковно-общественной жизни.

24 января 2018 г.  состоялось торжественное открытие Рождественских образовательных чтений. Свои приветственные слова в адрес чтений направили Президент В.В. Путин и Председатель Правительства РФ Д.А.Медведев. В. Путин подчеркнул, что  работа на  форуме «задаст тон содержательным дискуссиям, определит основной вектор обсуждения актуальных проблем, связанных с развитием просвещения в нашей стране, воспитанием подрастающего поколения. Ведь именно незыблемые духовно-нравственные идеалы, традиции патриотизма и гражданственности на протяжении веков скрепляли наш народ, задавали жизненные ориентиры, помогали стране двигаться вперёд, по пути прогресса».

Председатель Правительства РФ Д.Медведев в своём приветственном слове процитировал Дмитрия Лихачева, который  писал: «Средняя школа должна воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к различным профессиям и быть прежде всего нравственным. Ибо нравственная основа — это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую…». Далее Дмитрий Анатольевич отметил, что  образованных, талантливых и счастливых людей нужно растить с первых лет жизни. И уже с раннего детства формировать у ребенка правильное отношение к окружающему миру, понятия о добре и зле, чести и достоинстве, долге и справедливости, любви и доброте.

Пленарное заседание форума возглавил Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступивший с докладом.

Своё  выступление патриарх Кирилл начал с  определения понятия нравственных ценностей. Оно сводится к тому, что «нравственная регуляция осуществляется посредством ориентации людей на гуманные, добрые, честные, благородные, справедливые отношения, т.е. через то, что принято называть моральными ценностями». На первое место в этом определении поставлено именно слово «гуманные», т.е. обращенные на человека.  И здесь, как заметил Святейший, «происходит некая подмена понятий: данная Богом человеку свобода делать нравственный выбор между добром и злом воспринимается уже не как средство свободного обретения любви к Тому, Кто даровал эту свободу, а сама свобода из средства становится целью и возводится в абсолют, становится самостоятельной ценностью высшего порядка, ради которой можно приносить в жертву другие ценности, в том числе ценности духовной культуры, нравственные нормы, веками формировавшиеся национальные и культурные традиции». Если раньше говорили, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого, то в настоящее время свобода тех, кто хочет жить и воспитывать детей в соответствии со своими традиционными религиозными нормами нередко попирается сторонниками так называемых либеральных ценностей, утверждающих, что абсолютной ценностью является свобода, а все остальное — вторично.

Все чаще звучат призывы к пересмотру нравственных ценностей, в том числе имеющих евангельское основание, и даже к полному отказу от них. Создается опасная коллизия между нравственными принципами, которых человек придерживается, и практикой, которую он должен как гражданин исполнять. Именно поэтому в таких сложных вопросах, решение которых зависит не только от норм государственного закона, но и от требований совести, важно достигать взаимоприемлемого для всех положения, которое давало бы людям возможность поступать по совести.

Сегодня для сохранения и утверждения неизменных духовно-нравственных ориентиров в жизни людей нужны солидарные усилия и государства, и представителей религиозных традиций, и общественных организаций. При всей разности культур и традиций мы все имеем общее нравственное чувство, заложенное в нас Богом, у каждого из нас есть голос совести, который называют  голосом Божиим.

Когда говорят о нравственных ценностях и будущем человечества, то связь этих понятий обращает  внимание в первую очередь на молодежь, на воспитание и систему образования. Ведь будущее формируется сегодня, прежде всего в умах и сердцах молодого поколения. С этого года начинается объявленное Указом Президента России Десятилетие детства. В связи с этим  важно  защищать  и поддерживать семейные  ценности. Между тем, в этой сфере по-прежнему существует немало проблем. Многие из них вполне разрешимы при наличии желания и политической воли.

Люди мечтают о жизни красивой и нередко забывают о том, что настоящая красота — это не внешний лоск и глянец, а это  внутреннее состояние человека. Подлинная красота — это в первую очередь красота души. Красота, которая в полноте раскрывается, если человек живет по совести, следуя вечному нравственному закону, заложенному в нас Богом. Такая красота никогда не стареет, но вместе с душой перейдет в вечность».

Особое внимание патриарх уделил возможности преподавания православной культуры в школах,  повышению  качества образования в православных общеобразовательных учреждениях,  развитию  сети православных дошкольных образовательных учреждений.

Православная культура должна быть адекватно представлена в сетке учебных часов на всех ступенях общего среднего образования. Об этом также упомянула  Министр образования и науки  РФ  О.Ю. Васильева.

Те усилия, которые сегодня прилагаются государством, Русской Православной Церковью, педагогическим сообществом  позволят  сохранить незыблемые духовно-нравственные основы России, воспитать будущих граждан страны и создать полноценный духовно-нравственного компонент обучения и воспитания детей в российской общеобразовательной школе. Это, по слову Святейшего Патриарха Кирилла, «не только дело Церкви и государства. Это дело всего нашего народа, всего нашего общества, но, конечно, прежде всего, людей, занятых в сфере образования и педагогики».

Также в своём докладе патриарх Кирилл обратил внимание на   вопросы о необходимости не только обучения, но и нравственного воспитания в школе. Конечно, они возникли не сегодня. Еще в середине XIX столетия митрополит Московский и Коломенский Иннокентий писал о том, что «просвещение без нравственности служит более ко вреду, нежели к пользе». Сама отечественная история показала верность и справедливость этих слов святителя.

Эту идею поддержал первый заместитель председателя Совета Федерации РФ Николай Федоров, который также выступил на форуме. Он  напомнил о дискуссиях в ходе работы над законопроектом об образовании в начале 90-х годов о том, что важнее для школы – обучение или воспитание? В итоге все-таки разумно определили: образование – это «процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». «Подобный порядок  (вначале – воспитание, потом – обучение) сохранен и в федеральном законе 2012 года», — указал сенатор. Почему?  Ответ дан ещё в Древнем Риме. Там говорили: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает». Эту мысль подхватил известный учитель учителей Я.А. Коменский: «Воспитание юношества  преследует троякую цель: первое – вера и благочестие, второе – добрые нравы. И лишь затем – знание языков и наук».

Милосердие, сострадание, совестливость, целомудрие необходимо воспитывать с раннего детства. К сожалению, большинство семей не в состоянии оградить детей и молодежь от развращающего и ожесточающего души воздействия Интернета и иных современных технологий. Но дошкольное и школьное образование  должны максимально противопоставить этой реальности православное просвещение и воспитание во всем многообразии их форм и методов.

Участники Чтений, собравшиеся в Москве (более 15 тысяч человек), единогласно засвидетельствовали, что богозаповеданные нравственные идеалы и ценности являются незыблемым основанием жизни и благополучного развития общества и не подлежат пересмотру или редукции в угоду тем или иным политическим силам и настроениям. Сохранение и утверждение норм традиционной морали является залогом жизнеспособности и будущего всей человеческой цивилизации.

И.А. Машовец

(43)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *